Регистратура электронная, фактор – человеческий

Когда месяц назад в Саргатской районной поликлинике торжественно открыли электронную регистратуру, много было хороших слов сказано в адрес этого новшества.

Отмечали, что появление ее значительно повысит доступность медицинских услуг, исчезнут очереди у окошек регистратуры и кабинетов врачей, появится возможность записаться на прием через Интернет. Именно на это и направлена программа информатизации системы здравоохранения Омской области. Она рассчитана, в первую очередь, на результат – своевременное оказание качественной медицинской помощи. При этом электронная система должна быть адаптирована ко всем жизненным ситуациям пациента.

Почувствовали ли разницу между днем сегодняшним и днем вчерашним саргатские пациенты?

Людмила Владимировна Ан, 58-летняя женщина из села Андреевка, инвалид второй группы, пришла к нам в редакцию вскоре после открытия электронной регистратуры – рассказать о том, как съездила в нашу поликлинику на прием к терапевту. Накануне всю ночь промучилась от боли в боку, температурила. Местный фельдшер посоветовала обязательно обратиться к врачу в Саргатку, анализы сдать, обследоваться. «Приехала, заняла очередь в регистратуру и, как обычно, попросила карточку, – говорит Л.В. Ан. –  Но мне сказали, что у нас новые правила, записываются к врачам теперь заранее. А на сегодня талонов нет. И на завтра, и на послезавтра тоже. Я попросила вызвать «скорую» или без очереди провести к врачу…» На что Людмиле Владимировне ответили, что «неотложку» сюда не вызывают, а без талончиков ни один врач никого принимать не будет. Все с острой болью. Как вариант – предложили самой договориться с инфекционистом, но он будет после обеда… Решила женщина действовать сама: пошла в аптеку, накупила обезболивающих… На прием попала только через две недели.

Как же быть с такими незапланированными пациентами при новой системе обслуживания? И можно ли бросать человека в беде, который пришел за помощью? С этим вопросом я обратилась к министру здравоохранения Омской области Юрию Владимировичу Ерофееву во время его визита в Саргатский район в составе членов областного правительства. Министр проводил прием по личным вопросам. Он ответил, что пациенты с острой болью обязательно должны приниматься вне очереди. Этого требует Федеральный закон об охране здоровья. Напомнил Ю.В. Ерофеев и о том, что мало иметь хороших специалистов, дорогое оборудование – важно сегодня в наших больницах создать особый микроклимат доброжелательности: «Мы должны завести электронную карту не только на каждого пациента, у нас должен быть паспорт на каждого врача. И в некоторых районах уже принимают нормативно-правовые акты по оценке деятельности лечебно-профилактических учреждений в целом и каждого специалиста в частности».

Этот же вопрос я задала заведующей Саргатской поликлиникой Р.А. Мутуловой. «С острой болью? Вызывайте скорую помощь, участкового врача. В селах есть ФАПы, фельдшеры всегда могут оказать первую помощь, а если что-то серьезное – ехать в Саргатку, – ответила Роза Аглямовна Мутулова. – В поликлинике  таких пациентов могут принять в доврачебном кабинете, без записи, без талончиков». Однако, когда это попыталась сделать наша пациентка из Андреевки, – кабинет не работал. Медработник уехал на сессию, а заменить его не заменили. Говорят, не хватает терапевтов. А между тем, на прошлой неделе из Саргатской ЦРБ уволился  молодой терапевт…

Смею предположить, что дело не только в нехватке терапевтов, а в неважной  организации приема больных у нас в поликлинике, а также в недостатке культуры обслуживания и того самого особого микроклимата доброжелательности. В подтверждение – еще один пример. Тамара Шваб из Саргатского в своем письме рассказывает о наболевшем. На прием к терапевту по талончику, полученному через электронную регистратуру, она попала  через час после назначенного времени. А когда, наконец, оказалась в кабинете – почувствовала себя незваным гостем. «На мое приветствие никто не ответил и даже не обратил на меня внимание. Сначала врач разговаривала с какой-то женщиной, а потом без каких-либо объяснений отправилась узнавать, сколько больных у нее на участке, – сетует читательница. – Время шло, и терпение мое иссякло. Я просто ушла из кабинета, не дождавшись». Терапевт, в адрес которого эти строки, недоумевает: «Не поздоровалась? Ну и что. (А между тем, слово «здравствуйте» в русском языке – самое врачебное. – Н.Л.). А то, что кабинет свой покинула, чтобы узнать о больных на участке,  так это традиция такая – ровно в одиннадцать идти в регистратуру».

Есть вопрос к Саргатской поликлинике и у Валентины Лавинской из деревни Михайловка: почему на прием к врачам можно записаться только после трех часов? Заведующая поликлиникой Р.А. Мутулова объяснила это все той же занятостью специалистов и нехваткой кадров: «До обеда в регистратуру поступает много звонков от больных с участков, приходят пациенты за карточками, и работники регистратуры не успевают справиться. Не на каждого пациента еще заведена электронная карта, а на то, чтобы внести каждого в электронную базу данных, уходит несколько минут».

Не сомневаюсь, со временем достоинства электронной регистратуры сможет оценить каждый, на кого уже заведена электронная карта:  минуя регистратуру, можно записаться на прием к любому специалисту, которому вы доверяете больше всего и от которого исходит максимум доброжелательности и чуткости, в удобное время. А пока, может быть, действительно в нашем районе нужно срочно заводить электронные карты на каждого врача? О чем говорит министр Омской области Ю.В. Ерофеев. Или принимать нормативно-правовые документы, которые бы регламентировали и оценивали работу врача, в том числе и в денежном эквиваленте?

Наталья ЛОПАРЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *