Работник и работодатель: партнеры или враги?

Недавно на одном из форумов саргатский предприниматель Александр Шевчук поведал о намерении расширить границы своего бизнеса. Он решил заняться сельскохозяйственным производством. Для работы на своем новом предприятии пригласил мигрантов из Узбекистана, мол, с местными мужиками свой бизнес строить не намерен, хорошо работать они не хотят и не умеют. И, что особенно удивило, большинство коллег-предпринимателей с ним солидарны. Прозвучало мнение, что многие наши земляки предпочитают работе увлечение «зеленым змием», что устроившись на работу, долго на ней не задерживаются. В основном, по причине недобросовестного отношения к своим обязанностям. Даже продавца хорошего, порой, найти не так просто, сетуют владельцы магазинов. Отсюда, мол, и большая кадровая текучка. Продавцы и подсобные работники в некоторых наших магазинах и впрямь меняются часто, об этом свидетельствуют чуть ли не ежедневные объявления о наборе новых работников. Причем, случается, в полном составе. Получается, что саргатчане и впрямь не очень дорожат своим рабочим местом. И это при том, что в районе достаточно высокий уровень безработицы.

В службе занятости на учете  стоят более 400 официально признанных безработных, общая же безработица составляет 16 процентов от общей численности трудоспособного населения. 3886 человек – 30 процентов – саргатчан относится к категории незанятого населения.  И, как сообщили нам в службе занятости, далеко не каждый из безработных стремится сегодня поменять свой статус на статус рабочего частного предприятия. Особенно, если оно сельскохозяйственное. Почему же это происходит? Неужели саргатчане и в самом деле разучились работать, не хотят своим трудом обеспечивать достаток собственным семьям? 

Как показало  небольшое исследование, уровень иждивенчества в нашем обществе и впрямь вырос. Больше стало людей, которые не желают работать, как говорится, ни дома, ни в поле. Живя в деревне, не имеют даже личного подсобного хозяйства, их огороды зарастают сорняками, а основной статьей дохода здесь становятся социальные выплаты и пособия. И все же, основная масса наших земляков умеет и желает работать. Однако, далеко не каждый стремится сегодня к трудоустройству. Работе в СПК, на частного предпринимателя многие предпочитают свободное плавание. Кто-то разводит скот на личном подворье и реализует свою продукцию на рынке, кто-то продает рыбу из окрестных озер, кто-то – грибы и ягоды.

– Конечно, больших денег на этом не заработаешь, – признается  саргатчанин Илья, торгующий по субботам рыбой на саргатском рынке. – Так ведь и на производстве больше не получишь.

 Низкий уровень заработной платы в сельском хозяйстве,  торговле, строительстве и других отраслях наши респонденты называют одной из основных причин нежелания работать по найму. По большей части он не превышает минимального размера оплаты труда. Не у многих зарплата в 4-5 тысяч рублей вызывает трудовой энтузиазм, желание выкладываться по полной. К тому же, выплачивается заработанное не всегда вовремя. В Саргатской прокуратуре и сегодня рассматривается несколько дел по несвоевременности выплаты зарплаты на предприятиях.

Немаловажной представляется и проблема социальной незащищенности на частных предприятиях. Не каждый готов полностью зависеть от прихоти хозяина, его настроения. А иногда и его недобросовестности, нежелания держать слово.

с Александром Степановичем Калашниковым произошел такой случай. За ним заехал в Десподзиновку знакомый фермер из Тюкалинского района. Пригласил поднимать пары. Александр – пахарь добрый, трактор как свои пять пальцев знает, но еще сильнее любит в бутылочку заглянуть – по этой причине и сидит без работы. Фермер посулил ему 150 рублей в день. Ударили по рукам. Хотя за целый день, с раннего утра до позднего вечера, на жаре, в раскаленной кабине трактора глотать пыль – заработок невелик. В общем, поехал Александр Степанович на пахоту в д. Охотниково. Кроме него там еще несколько таких же бедолаг оказалось. Отпахали мужики день, а на утро  фермер и заявляет, мол, по сто пятьдесят – это дорого для него, вот сто рублей – в самый раз…

– Если бы ты сразу назвал такую цену, мы бы ни за что не поехали, – возроптали пахари.

– Так я никого и не держу, – заявил хозяин. 

Двое решили вернуться домой. В том числе и Александр… Но денег на дорогу-то он еще не заработал, поэтому очень большой отрезок прошел пешком… Оголодавший, измученный, еле-еле добрался до своей деревни.

А на работодателя нет никакой управы. Слово ведь к делу не пришьешь. Был бы письменный договор, тогда можно как-то приструнить наглеца, пожаловаться в суд, прокуратуру…

 Заработная плата – это не только возможность сегодня покупать продукты питания, одежду, поднимать детей, оплачивать электроэнергию, коммунальные услуги, но и возможность обеспечить достойную старость, отдых после выхода на пенсию. Но на какую пенсию, на какую достойную старость могут рассчитывать работники, не оформленные предпринимателем, фермером, руководителем хозяйства? А те, что оформлены, получают нередко столь маленькую зарплату, которой хватает на жизнь только из-за российской привычки жить более чем скромно. И с нее отчисления в пенсионный фонд минимальные.

– Так ведь и с этой зарплаты руководители умудряются не перечислять средства на лицевые счета, – говорит Ольга Андреевна Анциферова, начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Саргатском районе. – Более 7 миллионов рублей – задолжненность наших предприятий в пенсионный фонд. Наиболее крупные должники – строительные организации, жилищно-коммунальные хозяйства, сельхозтоваропроизводители…

Мы не станем делать заключений и становиться на чью-то сторону. Посмеем лишь высказать мнение о том, что сегодня нередки случаи, когда работодатель и его подчиненные не чувствуют себя одним целым. Они разделились на два класса, со взаимными претензиями и требованиями друг к другу. Пойдет ли это кому-то на пользу? Вряд ли. Наверное, все же нужно каждому из нас научиться понимать и уважать интересы другого.

Наталья Карандашова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *