Живи, Инберень
Озеро Инберень, что расположено под деревней Черноозерье в Саргатском районе, становится объектом исследования ученых Омского аграрного университета. Недавно первые пробы воды были взяты на анализ.
Анатолий Безбородов, председатель районной экологической дружины «Чистая планета», – на веслах. Вместительная дюралевая лодка, рассчитанная на подвесной мотор, даже по ветру движется тяжело. Кроме загребного и вашего корреспондента на борту Алена Мамаева, аспирантка Омского аграрного университета, и трое местных ребятишек. Настенька, самая младшенькая, с любопытством наблюдает, как молодой ученый достает из пакета бутылочку из-под минералки и набирает озерную воду. Вынимает стеклянную трубочку, снабженную на одном конце резиновой грушей, опускает ее в какой-то раствор и капает в пробу.
– Зачем это нужно? – спрашивает девчушка.
– Это формалин. Он зафиксирует фитопланктон, содержащийся в воде. Потом в лаборатории можно сосчитать его в микроскоп, – отвечает Алена. – Фитопланктон – это микроскопические водоросли, которые являются источником питания более сложных водных обитателей, началом пищевой цепочки всего живого в воде. Если исчезнет фитопланктон – погибнет вся водная фауна.
Алена берет в руки фотоаппарат и снимает часть берега, напротив которого берется проба. Теперь в этом месте вода будет отбираться на анализ постоянно. Каждый месяц, до ледостава. И не один год. По изменению количества и качества фитопланктона можно будет судить о воздействии человека на состояние водоема. И о том, что нужно делать, чтобы сберечь его. «Однако уже сегодня ясно, что нужно вернуть к жизни речки Федуковку и Баловку, которые питают Инберень, – говорит Анатолий. – Они перекрыты в нескольких местах глухими дамбами. Трубы, что лежали на переездах, лет пять назад выворотили и сдали в металлолом…»
…Подходим к юго-восточной оконечности озера, выгнувшегося подковой. Алена наполняет очередную бутылочку.
Разворачиваемся. Теперь наше «научно-исследовательское судно» идет против ветра. Он явно крепчает. Чтобы передвигаться с черепашьей скоростью, нужно грести во всю мощь. Как бы ни был силен Анатолий (в недалеком прошлом офицер-десантник), но и его силы не беспредельны. И мне пришлось не только на кнопочку фотокамеры нажимать, но и на весла. Меняя друг друга, мы обогнули все озеро. Еще в нескольких местах отобрали пробы…
Хочется пить. С недоумением смотрю, как наш загребной зачерпывает ладонью за бортом воду и пьет. Безрассудство или же уверенность, что нет здесь никакой заразы? Анатолий ведет с населением постоянную разъяснительную работу и добился того, что скот здесь больше не пасут, что в половодье Иртыш заходит сюда – происходит обновление воды. Но я бы не рискнул пить…
Без воды жизнь невозможна. Это аксиома. Невозможна без чистых родников, речушек, озер и даже болот. И чем дольше они сохранятся, тем дольше будет длиться жизнь. За несколько десятков лет безответственного хозяйствования многие водные жемчужины в районе перестали существовать. А ведь реки, озера – это великое наследство, которое мы должны сохранить для наших детей, внуков. Анатолий Безбородов пытается это делать. Очищают с детьми берега от мусора, высаживают деревья на побережье, защищают здешние места от пожаров, учат экологическим знаниям население. Борется за восстановление местной водной экосистемы. Сегодняшнее исследование воды из этого же ряда.
Олег Шипицын