Путь в бессмертие

С кончиной Максима Дмитриевича Румянцева,участника Великой Отечественной Войны, который был  для  увалобитиинцев гордостью и достойным примером, закрылась для нас последняя живая страничка истории Великой Отечественной войны.

Максим Дмитриевич родился на омской земле и прожил на ней всю свою жизнь. За нее сражался на полях Великой Отечественной, с самого ее начала… Осенью 1942 года в Новосибирске была сформирована 140-я Сибирская стрелковая дивизия, позднее получившая наименование Сибирской, Новгород-Северской ордена Ленина, дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии. От Ельца до Праги – таков ее боевой путь. Солдат Максим Румянцев прошагал его достойно.
Во время битвы под Ельцом, где бойцы-сибиряки получили первое боевое крещение, ему едва исполнился  двадцать один год. Не многим старше были и его товарищи…  Земля и небо горели вокруг. От грохота содрогалась земля. Но молодые бойцы не дрогнули, не побежали назад. Они отбили атаку врага. Всю  жизнь Максим Дмитриевич гордился своими однополчанами, хранил в  сердце память о товарищах, павших в том первом бою.
А сколько таких боев было потом! Один из них – страшная битва в районе Тепловских высот, где не было ни единого пятачка земли,  который бы не изранил фашистский снаряд, мина, авиационная бомба. Ни шагу назад – был приказ, и защитники Родины выстояли.
Много лет спустя, вспоминая обо всем этом,  Максим Дмитриевич говорил: «Так было нужно тогда… Мы стояли насмерть. И те, кто погибал на поле брани, смертью своей открывали себе путь в бессмертие».
Вместе с другом Василием Петровичем Кротовым Румянцев много раз ходил в разведку. Выбор командира пал на них не случайно. Им приходилось выполнять опасные задания, иногда под шквальным обстрелом. «У них сибирский характер! Если уж они пошли в разведку, то жди или языка, или ценных документов», – уверенно говорили о них однополчане.
Однажды 5-я стрелковая рота, в которой служил Максим Румянцев, отражала атаки противника. На боевые порядки лавиной шли танки, а за ними – немецкие солдаты. Вот они все ближе и ближе… «Врукопашную! – крикнул командир роты. – Румянцев, прикрой меня!» Бойцы бросились в контратаку. Максим неотступно следовал за командиром. Несколько гитлеровцев нашли смерть от его метких выстрелов. И вдруг, перед командиром внезапно появился немецкий солдат. Вскинул автомат, намереваясь пустить очередь в грудь офицера. Максим опередил врага. Фашист свалился на землю. После боя командир крепко пожал руку бойцу: «Спасибо, Максим. Не будь тебя, кто знает, как бы дело обернулось…»
За тот бой Максим Дмитриевич был награжден орденом Славы третьей степени.
Домой Максим Румянцев вернулся  еще и с орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды  и несколькими медалями на груди.
Отдыхать после войны было некогда. Сразу же пошел работать. Долгие годы был начальником почты. И в мирное время его отличала военная пунктуальность. По нему можно было сверять часы. А еще Максима Дмитриевича всю жизнь отличали принципиальность, честность и ответственность.
М.Д. Румянцев  был патриотом своего Отечества и старался привить чувство патриотизма молодому поколению. Часто бывал в школе, беседовал с ребятами, рассказывал о войне, о подвигах  однополчан. Организовал несколько встреч со своими боевыми товарищами – ветеранами 140 дивизии, проживающими в самых разных уголках страны. И даже за ее пределами. Из Варшавы к нам приезжал сын полка этой дивизии. Максим Дмитриевич активно помогал также в создании в Увалобитиинской средней школе музея Боевой Славы.
В конце 2011 года Максима Дмитриевича не стало. Но светлая память об этом замечательном человеке останется в сердцах  односельчан, учащихся нашей школы навсегда. Мы скорбим вместе с его родными и близкими.  Выражаем глубокое соболезнование Вере Антоновне Румянцевой, детям, внукам и правнукам М.Д. Румянцева.

Р.Т. Лиморенко,
с. Увальная Бития.
Фото Татьяны РУПП

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *