Украденное детство

27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда, которая осуществлялась немецкими, финскими и испанскими войсками 872 дня, начиная с 8 сентября 1941 года.

Никогда не забыть коренной жительнице Ленинграда  Людмиле Георгиевне Сажиной событий 1941-43 годов. Это были самые черные дни в ее жизни – дни блокады.
Людмила Георгиевна одна из тех, кому довелось выжить в осажденном городе на Неве.
Она скупо рассказывает о том, что пережила, смахивая слезы. Холод, голод, разруха, бомбежки врезались в память и навсегда перечеркнули ее детство.
Людмила Георгиевна родилась в 1935 году в обычной рабочей семье. Они были счастливы – мать, отец и двое ребятишек. Но война внесла свои коррективы в судьбу их семьи. Отца забрали на фронт, начались нужда и голод. Они жили в многоквартирном доме, который отапливался «буржуйкой», собирали на еду мерзлую капусту со своего огорода. Помнит она, как 8 сентября 41-го немцы впервые бомбили Ленинград. Люди прятались в бомбоубежищах, слыша свист вражеских снарядов. А на улицах от пожаров расстилался дым, как туман. Домой было страшно возвращаться…
– Больше всего на свете хотелось кушать, – дрожащими от волнения губами произносит Людмила Георгиевна, – от чувства голода мы даже не могли заснуть. Мама варила нам кожаные ремни, разводила столярный клей, даже запаривала землю. Этот привкус я ощущаю до сих пор…
В 42-м году блокадникам выдавали продуктовые карточки на крупы, чай, хлеб, сухофрукты. За ними нужно было идти к магазину, минуя трупы, которые лежали всюду на улицах. Их не успевали вывозить. Стоять за пайком приходилось на морозе, многие не выдерживали и падали от истощения, их тут же заносило снегом.
– Мне, маленькой девчушке, жутко было на это смотреть, – тяжело вздыхает Л.Г. Сажина, – но я знала, что дома ждут паек, а потому торопилась… Бывало, по дороге хулиганы отнимали заветные карточки и сумку с продуктами.
…В августе их эвакуировали. Так Людмила Георгиевна попала в Сибирь, сначала в Тюкалинский район, потом – в Саргатский. Окончила школу, после войны отучилась в сельхозинституте, работала зоотехником в госплемсовхозе «Нижнеиртышский», в саргатском совхозе. Вместе с супругом они вырастили четверых детей.
– Война лишила нас детства, но не сломила духа, не отняла веру в себя, в то, что мы выстоим и победим фашизм, а над головами наших детей снова будет мирное небо, – отмечает Людмила Георгиевна. – И сегодня, глядя на своих внуков, я рада, что у них есть детство. И каждый день молюсь, чтобы им не пришлось пережить то, что пережила я. 

Евгения Храмова

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *