Театр: от древности до современности
Все имеет свое начало, но не все имеет свой конец. И театр, родившийся давным-давно, останется жить вечно. По крайней мере, до тех пор, пока будет живо человечество.
Русский театр родился в Ярославле
На Руси театр возник как подражание Западу. Постановку приказал устроить Алексей Михайлович, богомольный нравственный монарх, носивший прозвище Тишайший.
Для первого спектакля собирались нанимать иноземных артистов, да никто из них ни за какие деньги ехать в «дикую Московию» не отважился. Тогда спектакль поставили местными силами, хоть и под руководством иностранца Иоганна Грегори. 17 октября 1672 года в селе Преображенском, где специально возвели «комедийную хоромину», царь в окружении бояр на первом в истории государства театральном представлении высидел десять часов кряду.
Театр на Руси вошел в моду. Он на первых порах превратился в привилегию власть имущих. Только они обладали средствами для приглашения иностранных трупп. Комедий и драм на Руси давалось много, но русские среди них не встречались.
Брешь в театральном засилье иностранщины пробил купец из Ярославля Федор Волков. Федор Григорьевич, получивший 18-летним в наследство от отчима заводы и фабрики, слыл среди горожан, несмотря на молодость, вдумчивым, серьезным человеком. Никто не подозревал, что душа его жаждала не расходных книг и ведомостей, а высокого искусства. Ему он отдался со всей страстью, когда освободился от опеки отчима.
29 июня 1750 года под руководством 21-летнего Волкова в каменном складе для кожевенного сырья состоялось первое представление русского публичного театра. Заболев игрой на сцене, молодой купец забросил производство. Оно, лишенное управления, скоро пришло в упадок. Заводы останавливались, рабочие голодали, нищали, ходили в обносках. В Санкт-Петербург полетели жалобы. Правительственный гром грянул через пару лет после открытия театра. Государственная комиссия, дабы сохранить ярославскую мануфактуру на плаву, передала предприятия другим наследникам.
Казалось, теперь судьба Волкова – сгинуть в бедности и забвении. Не случилось. Удача любит смелых. Не стеснялся просить кого мог, чтобы сообщили царице Елизавете Петровне о его театре. Добился своего. Императрица указом от 30 августа 1756 года повелела учредить в Петербурге «русской, для представлений и комедий, театр». Так в России родился русский государственный (императорский) театр, а одним из его руководителей назначили Федора Григорьевича.
Умер Волков в возрасте 34 лет от роду. Простуда его убила. Готовя в Москве грандиозный уличный маскарад в связи с празднованием коронации Екатерины II, не поберегся. В запале много бегал, забывая застегивать кафтан. Скончался 4 апреля 1763 года.
Вслед за театром в Петербурге появился «Российский театр» в Москве. «Российским театром» называлась итальянская труппа певцов, блиставшая с 1759 года на подмостках специально выстроенного «Оперного дома». Со временем она разбавилась русскими талантами, не уступавшими по яркости исполнения иноземцам.
В подражание столицам стали возникать театры в богатых дворянских усадьбах. Их называли крепостными театрами. Артистов для них набирали из крепостных, по сути, из рабов помещиков. С одной стороны, играть на сцене – это полегче, чем работать на пашне, с другой стороны, актеры, а актрисы тем паче, были бесправными игрушками в руках хозяев.
Театр сибирский
Начало русскому народному театру в Сибири положили скоморохи и священники.
Власть имущие и духовенство скоморохов не любили. Ничто не укрывалось от зоркого глаза веселых уличных оппозиционеров: ни жестокость воевод, ни двуличие тех или иных священников. Просмеивали их в своих спектаклях, не пряча за пазухой имен. Светская и духовная власти платили им более веской монетой: проклятиями и батогами (батоги – прочные толстые палки).
Скоморохи, прочувствовав раз, другой на своих боках воеводские милости, подавались в Сибирь. Не удивительно, что к концу XVII века в европейской части страны скоморохи вывелись полностью, зато азиатская Россия наполнилась ими.
В наших краях указы с повелением ломать домбры, гусли и бить скоморохов батогами тоже зачитывали, только гусли редко ломали и батогов почти не применяли. Мало кому хотелось особое рвение проявлять. Сибирское население формировалось в основном из холопов, скрывающихся от лютых помещиков, а также из каторжан и ссыльных, да из отслуживших положенный срок солдат. Как ни крути, а каждые двое из троих вдосталь неволи нахлебались. В Сибири, как и на Дону, беглых не выдавали. По этой причине у нас скоморошество продержалось на век дольше, чем в центральной России.
Одновременно с разухабистыми зрелищами скоморохов, где ради красного словца не жалели и отца, а также в противовес им множились духовные постановки. В школах и училищах, в домах состоятельных благочестивых сибиряков, где площадь комнат позволяла разместиться самодеятельным артистам и зрителям, давались спектакли по мотивам Священного Писания. На улицы доморощенные артисты со своими постановками тоже выходили.
Сценарии исполнители писали сами или, при необходимости, просили помощи у священников. И они ее получали. Драматургии, например, не чурался даже митрополит Сибирский и Тобольский Филофей Лещинский (1650-1727), сочинявший богоугодные драмы и трагедии.
Ростки всего нового первыми прорастали в Тобольске – столице Зауралья. Оттуда поросль расходилась по городам, селам и хуторам.
Третий источник народного театрального искусства, кроме духовного и скоморошьего, бил за стенами Тобольска. Им был солдатский театр. Тысячи служивых находились на постое в крепостях сибирских укрепленных линий. Месяцами жили изолированно. Невольно волком взвоешь. Одна отдушина – веселая постановка. Кто-то с собой носил листы с ее текстом, кто-то все содержание хранил в своей памяти.
Первый светский театр из сибирских появился в Омске, но об этом чуть ниже. А вот первое театральное здание, в соответствии со всем накопленным опытом того времени, было выстроено в Тобольске местным купцом П. Трениным. От строительных лесов его освободили в конце 1794 года. Большое влияние на создание театра в Тобольске оказал А.В. Алябьев, отец знаменитого композитора А.А. Альябьева. Он приехал в Сибирь с группой музыкантов, привез с собой большую библиотеку. Он же еще до постройки театра собрал актерскую группу. А профессиональный стационарный театр (с постоянной администрацией) впервые основали иркутяне – его открытие пришлось на начало 1850-х.
Отличие сибирских театров от театров центральной России заключалось в том, что их развитие в большинстве своем связано не с дворянским фактором, а с местным, доморощенным. Дворяне у нас надолго редко задерживались. Отслужили срок, необходимый для карьеры, – и адью. А дети тех же солдат и беглых, кто ребенком видел скоморошьи игрища, кто сам участвовал в постановках на семейной сцене, вырастали, получали образование, становились купцами, офицерами, чиновниками и затевали собственный городской театр. Терпели поражение, прогорали, снова собирали деньги, снова открывали театр. По три-четыре попытки делали, прежде чем устанавливался культурный статус-кво. Зато путешественники, посещавшие «колониальные земли», ахали от изумления, узнав, что ни актеры, ни антрепренеры местных театров не видывали игры гениев столичных сцен. Господи, а как хорошо играют!
Целиком отрицать влияние дворянства на сибирский театр, о чем иногда приходится читать, все же нельзя. Влияние оказывалось, только оно было мизерным по сравнению с центральной Россией. Там дворяне, самый
образованный класс державы, держали в руках местную власть, создавали собственные крепостные театры, являлись основными зрителями столичных дворцов Мельпомены. В Сибири их влияние было точечным. Один богатый дворянин привез с собой музыкантов, второй, из генералов, посоветовал подчиненным ставить пьесы, третий, из губернаторов, разрешит открыть театр. Примерно так.
Все началось с религии
Сегодня принято считать, что начало театральному искусству в глубокой древности положила вера в высшую справедливость – в богов.
Наш далекий предок, обретший интеллект, богов в плане морали, видимо, представлял как создания, полностью подобные ему. Они тоже жили по принципу: ты – мне, я – тебе. Отсюда и возникло жертвоприношение – традиция благодарить или задабривать высшие силы. Попервости процесс выглядел просто: отрезал охотник кусок мяса от добычи, положил его под дерево, символизирующее святое место, – на том и спасибо. Но это еще не театр. Зрителя нет.
Чем больше развивался человек, чем чаще он задумывался о связи земного и небесного, тем тоньше становился духовно. И, соответственно, приходил к другим для себя выводам. По новым его представлениям получалось, что мало просто делать подарки богам. Необходимо демонстрировать свое расположение к ним. Так появились обряды, в том числе с танцами и песнями.
И так родился театр. Обрядовый. И так родилось лицедейство. Чем мужественнее выглядел молодой охотник в воинственных плясках, чем изящнее танцевала рядом с ним девушка, тем больше уважения демонстрировали им соплеменники. Понятно ведь, чем красивее зрелище, тем богаче добычу пошлют в будущем боги. Но слава портит человека. И уже становится трудно понять, танцуют и поют люди, чтобы доставить радость богам, или больше из тщеславия и любви к искусству.
Никому точно неизвестно, когда впервые, в самом примитивном их виде, появились жертвоприношения. Современный человек, которого еще называют человеком разумным, сформировался 200-300 тысяч лет назад. Но человек разумный не был первым в эволюционной цепочке древних людей, кто имел интеллект и у кого могла родиться идея благодарить богов за житейские удачи. Зато о времени возникновения устойчивых обрядов мы можем говорить вполне определенно.
Случилось это, скорее всего, 90 тысяч лет назад.
Но почему мы должны считать, что обрядовый театр появился именно 90 тысяч лет, а не 120 тысяч или 50? Дело в том, что самому древнему захоронению, отрытому археологами, 90 тысяч лет. А похороны это всегда синтез отношения к богам и к умершему. И лицедейства! Тут обязательно присутствует вторая составляющая театра – зритель. Нравился тебе умерший при жизни или нет, ты при ритуале похорон обязан демонстрировать скорбь. Для окружающих. А то вдруг обидишь наделенных властью родственников. Или оскорбишь душу ушедшего в мир иной земляка, а она, душа, говорят, способна влиять на судьбу живого человека.
Обряды развивались и совершенствовались, превращаясь в истинные театрализованные языческие постановки. Элементы обрядового театра, кстати, живы и поныне. Почти каждый россиянин знаком с ними. Колядки, проводы Масленицы, празднование дня Ивана Купалы – это все оттуда, из обрядового славянского языческого театра.
Греция: все впервые
Но все то, о чем было написано выше, относится, по нашим сегодняшним представлениям, к самодеятельности. Профессиональный театр, который мы знаем сейчас, впервые появился в Древней Греции. А если говорить точнее, то в Афинах. Афины – первое демократическое государство на планете. Там правителями становились не по праву рождения, а по воле народа. Свобода необычайно раскрепощала в людях все лучшее. Зачатки почти всех наук и искусств пошли от них – от афинян. Остальные крупные города-
полисы Эллады, их насчитывалось примерно с десяток, и сообща в копилку мировой цивилизации не внесли того, что дали одни Афины.
Но сейчас мы говорим о театре. Именно в Афинах он впервые стал содержаться за счет государства, а в самом театре стали четко распределяться обязанности – драматург, актер, администратор. Узкая специализация заметно ускорила развитие театрального искусства.
Превращению обрядового театра в истинно профессиональный способствовала спортивная натура греков. Их хлебом не корми, дай только посоревноваться. И придумали в Афинах состязания по драматургии. До того постановки афинян по качеству исполнения не сильно отличались от праздничных представлений подвыпивших селян. Соревнования же среди актеров, нынче подобное действо назвали бы конкурсом, разом вознесли театральное искусство на непостижимую прежде высоту. Подготовка к мероприятию требовала от участников полной самоотдачи, заставляя тщательно продумывать репертуар и проводить многочисленные репетиции.
В первых театральных единоборствах, состоявшихся в 534 году до нашей эры, победил 46-летний Феспид. Ему же в голову пришла мысль зарабатывать на хлеб насущный сценическим талантом. Подумано – сделано. Смастерил конную повозку в форме корабля и поехал с нехитрыми реквизитом радовать выступлениями земляков по всей Элладе. Так в истории мировой цивилизации появился первый профессиональный актер, он же стал основателем национального греческого театра. Конечно, и до Феспида в богатых поместьях для услады хозяина формировались группки из чтецов, певцов и танцоров, но то были слуги и рабы. Вечером пляшут и поют, а наутро, чем-то не угодив властелину, чистят скотный двор или моют кухонную утварь. Тут же свободный человек свободным трудом по свободным ценам радует равных себе сограждан.
Первое капитальное театральное здание тоже построили в Афинах. Не было бы счастья, да несчастье помогло. В 500-м году до н. э. деревянные подмостки, с которых жители города смотрели спектакль, рухнули под тяжестью скопившихся зрителей. Безвинно пострадавших горожан жалели всем полисом. А так как власть в полисе принадлежала народу, то Народное собрание, в которое входили все взрослые мужчины Афин, не мешкая, приняло решение о возведении для постановки драм и комедий огромного прочного здания. Чтоб впредь беда не повторилась.
В Греции же отмечен, кажется, единственный случай для всех времен и народов, когда успешный актер променял публичную славу на творческое уединение. Звали его Софоклом. Он 20 раз побеждал в сценических соревнованиях. Его участие в любом спектакле гарантировало аншлаг. Однажды все же, изрядно поколебавшись, сменил актерскую игру на профессиональную драматургию. Умел этот грек зреть в корень и видеть будущее. Он, написавший 123 трагедии, остался в памяти потомков величайшим драматургом человечества. А имена его бывших коллег по актерскому цеху бесследно канули в Лету.
Римляне, завоевавшие греков, переняли от побежденного народа все его достижения, в том числе и театр. Сами тоже кое-что сделали для его развития. Узаконили театральные билеты. Посещение зрелищ в Древнем Риме не требовало оплаты. Охочий до дармовых удовольствий плебс в борьбе за лучший вид на сцену, театры-то строились с размахом – до 40 тысяч мест, не стеснялся устраивать поножовщину. Введение билетов стало залогом порядка и спокойствия в зрительских рядах.
В средние века светский профессиональный театр из городов Европы исчез. Священнослужители считали лицедейство – с его созданием, пусть только на сцене, новых людей – гордыней и стремлением приблизиться по силе творения к Богу. Театр исчез, а театральные постановки остались. В монастырях и духовных учебных заведениях, как ни странно, представления разыгрывались часто. Правда, в строго определенном русле – по мотивам Ветхого и Нового Заветов. А на базарных площадях уличные затейники за мелкие монетки продолжали развлекать горожан незамысловатыми комедиями.
Светский театр, благодаря итальянцам, вернулся к жизни в годы Возрождения. Вернулся новым и с добавкой. К драмам и комедиям прибавились опера и балет.
Пройдет не так уж много времени, и свой театр появится на Руси.
Виктор Гоношилов (Продолжение следует)