Черед большого молока Крафта
Сергей Александрович Крафт из с. Нижний Иртыш личным подсобным хозяйством серьезно занимается более 10 лет. Но узнали мы о нем недавно – от Михаила Николаевича Макарова. Участник Великой Отечественной войны – в восхищении от увиденного в хозяйстве своего односельчанина, расцветшего тихомолком. его имени не слыхать среди призеров районного трудового соперничества, владельцев ЛПХ, но по размаху хозяйствования Сергей многих помощнее будет.
Молокоприемный вагончик, оснащенный современным холодильным оборудованием и емкостью для приема и хранения молока, из Нижнего Иртыша забрали. За ненадобностью. Ибо сотня с небольшим коров, что держат селяне, согласно официальной статистике, эту современную мини-молоканку не наполнят. Нижнеиртышцам самих бы себя напоить тем ценным продуктом… Однако все течет, все изменяется. И сегодня только в личном подсобном хозяйстве Сергея Александровича Крафта полсотни нетелей превращаются в дойных животных.
…Я попал к Сергею Александровичу в полдень, когда шла дойка. Виталий Витальевич Бауэр разматывал сетевой шнур легкой доильной установки (в три быка обошлась швейцарская «ДеЛаваль»), а Светлана Георгиевна Матвеева надевала «стаканы» на подготовленное вымя. Бидоны из сияющей тонкой нержавейки быстро заполнялись. Через некоторое время Светлана выпоит их содержимое телятам. Крепкие, упитанные, с блестящей шерсткой, они квартируют на соломе, чуть поодаль.
– Когда девчата приходили с животноводческого комплекса на комсомольское собрание госплемсовхоза «Нижнеиртышский», от них таким духом веяло – нос прошибало. Не думал я, что этот запах станет моим, – удивляется вслух зигзагам своей судьбы Сергей Александрович.
Шестнадцать лет от него пахло обожженной глиной (работал мастером на кирпичном заводе), потом – лет десять – опилками стройцеха. Впрочем, зигзагом это трудно назвать. Ведь у Сергея после свадьбы со Светланой Ивановной в 1985 году надворные постройки никогда не пустовали, хотя особой надобности в живности не было: зарплаты тогда были хорошие. Однако свежие продукты со своего подворья ни в какое сравнение не идут с покупными. А в 90-е годы, когда начался закат госплемсовхоза, жизни без крепкого подсобного хозяйства уже не представлял. И коров завели, и «пятачки» не в единичном числе хрюкали. А еще через десятилетие у Сергея было стадо – несколько десятков свиней и бычки на откорме. Кроме того, еще одна прибыльная статья дохода – пчеловодство – 25-30 пчелосемей держал неутомимый глава семьи.
Долгое время земли племсовхоза были едины и неделимы, а потом и на этих площадях провели реформу: пашню, сенокосы, пастбища поделили и передали в собственность селянам – распоряжайтесь, как знаете. Приобрести старенькую технику можно было без проблем, в общем – занялся Сергей еще и хлебопашеством. И свое поголовье кормами обеспечивал, и на продажу оставалось. Вот когда пригодилось образование, полученное четверть века назад в Шадринском индустриально-педагогическом техникуме под Курганом, где Сергей постигал основы механизации сельского хозяйства.
Между тем на подворье у Крафта было не повернуться. И вот осенью 2008 года живность из усадьбы переселилась в новые апартаменты – в старую животноводческую базу. Ее передали Сергею в аренду, дабы сохранить от окончательного разора. Десяток-другой темных осенних ночей – и остались бы от нее только стены, как от других ферм.
…Дома было тесно, а здесь, в п-образной ферме, слишком просторно, неуютно. Зато появились условия для дальнейшего развития. И сегодня только свиноматок в хозяйстве тридцать штук. Не простых – породистых. Эстонская белая, дюрок…
Сергей ведет меня в правый рукав базы, где находится первооснова его хозяйства. Везде порядок, чисто, опрятно – насколько это может быть чисто в свинарнике. Вот только что опоросившаяся мамаша, вот огромная сваренная емкость для приготовления корма, вот нежится под красным светом лампы абажура выводок поросят, вот странная бочка с двумя патрубками – явно не аграрного назначения.
– Это танковый подогреватель, очень экономичный, на солярке, без него свиньи нынешней лютой зимой не выжили бы, – поясняет хозяин.
Чтобы поголовье быстро росло и крепло, решил арендатор молоком потчевать своих «пятачков». А где взять? Вырастить свое дойное стадо. Поэтому случаю взял кредит и купил пресс-подборщик для заготовки качественного сена. И стал приобретать телят. Сегодня пеструшки выросли, появился и бык-производитель Мишка.
– В нашем племсовхозе такой скот был, – показывает Сергей могучего Мишку.
…Когда отпоят телят, молока будет очень много. Слишком много его и для поросят. (Между прочим, цена на свинину падает, а кормов на ее производство прорва уходит – поневоле подумаешь о перепрофилировании хозяйства). Тут молокоприемный вагончик был бы весьма кстати.
– Если бы рублей десять молоко стоило в летнее время (вместе с дотацией, обещанной Правительством области), – мечтательно говорит Сергей, – все затраты окупались бы.
Ферма хоть и не пустующая теперь, но и не заполненная по ветеринарным нормам, поэтому собирается он и дальше увеличивать свое дойное стадо. Есть одно большое и зыбкое «но». База – не в собственности, а на правах аренды. И если в помещении откажут – уйти будет некуда. Конечно, избавиться от поголовья можно одним махом, развести же – годы и годы. Но о плохом думать не хочется.
Олег Шипицын