Цена бьет по рукам
Почему закупочная стоимость молока столь низка и почему так велика разница между ней и стоимостью молока в магазине? И кто в районе должен решать вопросы регулирования закупочных цен на молоко?
Ответы на эти вопросы, которые уже много лет волнуют селян, в частности баженовцев, наша газета уже пыталась найти. В начале марта этого года, когда жители с. Баженово – владельцы ЛПХ обратились в редакцию с письмом, мы предоставили слово и авторам письма, и тем, кто закупает молоко.
Однако баженовцы после выхода материала вновь поднимают эту проблему и настаивают на ее решении. И мы вновь даем им возможность высказать со страниц газеты все свои аргументы.
Наш корреспондент взял комментарии на эту тему у некоторых должностных лиц. Но, к сожалению, ничего нового в Саргатском районе сегодня никто не может сказать авторам письма.
Беспокоят вас неугомонные жители села Баженово, владельцы личных подсобных хозяйств – молокосдатчики. Задела нас за живое статья в районной газете от 6 мая «Молоко – спасение, молоко – разорение». И опять не можем молчать. Получается, что у саргатского молзавода столько расходов, что молоко хоть задаром отдавай! При такой низкой закупочной цене (у нас в Баженово закупают литр молока по 11 рублей) и очень высокой розничной – 34 рубля за литр, получается, что это мы, сдатчики молока, и закваску для изготовления на заводе кисломолочных продуктов, и пленку для упаковки молочных продуктов оплачиваем своим не оплаченным по справедливости трудом. Довод, что мы, владельцы ЛПХ, мало молока производим, сомнителен. С чего же тогда предприятие платит более 700 тысяч рублей налогов? Да, молзавод – производственное предприятие и, естественно, несет затраты. А у нас, селян, занимающихся производством молока, что ли нет расходов? Мы земельный налог платим, даже с мизерной областной субсидии в 2 рубля 60 копеек за литр молока, начисляемой молокосдатчикам, примерно пятая часть в бюджет отчисляется. Сено мы не литовками косим: и горючее покупаем, и запчасти на трактора, и сельхозорудия, и работников нанимаем. За ветеринарную обработку платим и за пастьбу скота.
Почему-то такая реакция на наше письмо, будто мы каких-то совершенно шальных, незаработанных денег за молоко просим. У сельхозпредприятий берут молоко по 19 рублей, а мы просим-то всего 15 рублей за литр. У нас продукция от каких-то не таких коров? Другой вопрос: почему один молокосборщик зарабатывает на нашем молоке 2,5 рубля за литр и ему хватает на жизнь, другому же – 5 рублей подавай? Почему все подорожало, а закупочная цена на молоко стоит на месте, как заколдованная.
Не пора ли районному начальству не сбором статистики заниматься, а попытаться отрегулировать этот вопрос, ведь кто нам поможет, если не районная власть? У многих селян главный доход только со своего личного подворья, а у большинства нет (и не может быть) других источников существования.
Если бы давали нормальную цену, то и коров мы держали бы больше. А молзаводу не пришлось бы в зимнее время закупать молоко в Большереченском районе по завышенной цене. Сегодня же при такой низкой стоимости закупа молока нас по рукам бьют – последних коров хочется увести со двора. Вот вам и развитие сельского хозяйства.
С. Степанова, А. Пылин, В. Новгородцев, Т. Берг, Т. Шутькова, Т. Щукина и еще более 20 фамилий
Стоимость сырого молока, закупаемого у селян, низкая. Парадоксально, что она не увеличилась по сравнению с прошлым годом, хотя в магазинах все в цене поднялось – в том числе, пакетированное, бутылочное молоко, да и иная молочная продукция. Несправедливо, обидно, антирыночно. Такая ценовая политика противоречит здравому смыслу и, как пишут баженовцы, бьет крестьян по рукам.
Большинство селян пороптали, излили свое возмущение друг дружке, разделили его с родными и близкими. Однако баженовцы не ограничились только разговорами. В желании найти справедливость они донесли свою обиду даже до приемной президента России Владимира Путина. Это, конечно, понятно: не будет глава государства такими вопросами заниматься. Обычно из его приемной письма отсылают в профильные министерства. В данном случае письмо переслали в Министерство сельского хозяйства РФ, оттуда – в Минсельхоз Омской области, далее баженовскую жалобу «завернули» в комитет сельского хозяйства Саргатского района – с местными проблемами нужно разбираться на местах.
– Ничего не мешало местной власти перед началом закупа молока в Баженовском сельском поселении собрать молокосдатчиков, молокосборщиков, представителей саргатского молзавода и все конструктивно обговорить. Выслушать друг друга, услышать и прийти к какому-то разумному компромиссу. И тогда обид было бы гораздо меньше, – высказал свое мнение Николай Огарков, председатель комитета по сельскому хозяйству района.
Возможен был и другой вариант повышения доходов крестьян, занимающихся молочным производством, – за счет увеличения субсидирования молока. Однако небогатый областной бюджет не способен выдержать такую нагрузку – хорошо, что региональная субсидия 2 рубля 60 копеек за литр сданного молока удержалась на прежнем уровне, рассматривался вариант ее снижения до 1 рубля 60 копеек.
– Мы не можем напрямую повлиять на молзавод или на молокосборщиков. Предприниматели ориентируются прежде всего на свою прибыль – и никто им не указ. Однозначно: отсутствие конкуренции и приводит к низким закупочным ценам, – считает помощник главы Саргатского района Александр Сильванович. – Есть надежда, что ситуация в Баженовском сельском поселении изменится: сегодня мы договариваемся с другим предприятием, способным закупать крестьянское молоко по более высокой цене. Думаю, в ближайшее время этот острый вопрос для баженовцев разрешится положительно.
Сбором молока в Красном пути, Ивановке, Андреевке, Урусово занимается семья Бондаревых из р.п. Саргатское, Геннадий Андреевич и два сына: Андрей и Дмитрий. Сейчас молочная река из этих селений не слишком полноводна – примерно тонну молока (от 80 сельских подворий) привозят они на андрееевский молокоприемный пункт, принадлежащий ООО «ЭКО ПЛЮС». К середине лета суточный сбор молочной продукции превысит 3 тонны. Сегодняшняя стоимость сырого молока здесь 11 рублей за литр.
Подготовил Олег Шипицын, фото автора
На снимке: Дмитрий Бондарев отбирает молочную пробу для исследования.