Кадры решают все
Кадры решают все. А во время жатвы – особенно.
Их отсутствие осложняет жизнь любого сельхозпредприятия.
В этом убедился корреспондент нашей газеты Олег Шипицын, побывав на уборочной в крестьянско-фермерском хозяйстве Владимира Юськова.
…Когда район победно отрапортует об окончании уборочной, для крестьянско-фермерского хозяйства Юськовых страда, скорее всего, будет продолжаться. Причин такого отставания много. Впервые полевой сезон мужики проводят без привычного «главнокомандующего» – Владимир Васильевич Юськов в феврале ушел из жизни… Тихим сапом он поднял и пустил в плавание огромный корабль. У руля теперь его старший сын Владимир, на зернотоку заправляет младший Алексей. И зять Сергей Дмитриев тоже не последнюю скрипку в хозяйстве играет. Посевная площадь в КФХ около трех тысяч гектаров. Еще полторы тысячи отдыхают под парами. Это один из самых больших пашенных клинов в районе. Машинно- тракторный парк тоже внушительный. Правда, все – вчерашний день. Некоторые сборные Т-150 и «Кировцы» с одной рамы начинали восстанавливать. Грузовые МАЗы – наследие расцвета советской эпохи. Комбайны посвежее. «Ниве» и «Енисею» по восемь лет, остальные «соломотрясы » – старше. Но самое уязвимое место – кадры.
…На андреевском зернотоку селяне получали пшеницу за аренду используемой в хозяйстве земли. Почти две сотни собственников. А зерно идет с полей влажное, чуть прозеваешь – горит. Вечером, когда я был на току, как раз такой процесс в одном из складов начался. Надо зерно раскидывать, отправлять на дополнительную сушку. Работы много. Но работников из местных – раз-два и обчелся. Замер на току Т-150, на котором можно было бы под Андреевкой поднимать зябь. Есть и другая простаивающая техника. Некого посадить. Весною пытались нескольких студентов, обучающихся на трактористов в Саргатском индустриально-педагогическом колледже, взять на посевную. Будущие хлебопашцы удивили: не знали, с какой стороны в трактор садиться.
…Уборка перетекла под Урусово. 21 сентября из семи комбайнов в поле ушли только четверо. Остальные остались на приколе – посадить на них некого.
Для управления степным кораблем требуются предельные внимание, чуткость, быстрая реакция. Те, кто хорошо управляется с трактором или автомобилем, далеко не всегда способны совладать с зерноуборочным «монстром», разобраться в его многочисленных неполадках и настройках. А те, что способны, нередко наступают на «горлышко».
К вечеру того же дня из малочисленной уборочной колонны выпали еще две сельхозмашины. «Нива» Владимира Воробьева съела очередной ремень, а «Енисею » Евгения Ларионова понадобилась сварка. В поле остались только Андрей и Виктор Гетте. Андрей – на белорусском «Полесье », приобретенном в разгар жатвы. Впервые в хозяйстве купили абсолютно новую технику – об этом только мечтал Василич. Цена вопроса – 4,5 миллиона рублей. Естественно, в кредит. Если бы не это умное решение – до сих пор бы пурхались на андреевских полях.
– Это рай, – так отозвался о работе «Полесья» его рулевой. – Только уход за этой умной машиной обязателен. Не случайно диковинку доверили Андрею Гетте. Отец с пяти лет брал мальца на комбайн и влюбил его в эту капризную технику. К тому же несколько лет он к спиртному – ни-ни, совсем другая жизнь пошла у мужика. В прошлом году на «Енисее» он намолачивал за день 75 тонн! А на куда более производительном славянском изделии такой цифры не достигнешь. Уборка начинается только к обеду, когда колосья обдует, а часов через семь бортовой компьютер голосом по-русски предупреждает: «Большие потери за очисткой». Отсырело жнивье, стоп-машина.
Плечо от урусовских полей до андреевского зернотока немаленькое. С лесными дорогами (по ним мягче, быстрее, чем по разбитому асфальту) километров 45 набирается. Почти три часа занимает дорога туда и обратно. Но простоев из-за вывозки зерна не бывает.
– Если мы не удержим этот корабль, созданный Василичем, – сказал Сергей Дмитриев, работающий на вывозке зерна, – грош нам цена.
В этом году удержат – цена на зерно стоящая. А что на следующие годы? Костяк в хозяйстве есть. Рукастые и смекалистые, профессионалы в своем деле, такие, как водители Владимир Бабиков, Сергей Петров, механик Сергей Рябов, понимающий толк в разной технике. Есть и другие, на кого можно стопроцентно положиться. Но сегодня этого мало для разросшегося предприятия. Нужна молодая смена, нужна новая техника, новые идеи по развитию хозяйства. Возможно – своя переработка.
…После урусовских полей пойдут поля аксеновские. Последний валок здесь за горизонтом.