Мы вернемся, Инберень!

 

… С погодой повезло – тепло и солнечно. Тяжелая лодка, как меланхоличная большая рыба, сонно дрейфует по воде, покрытой мелкой рябью.

Температура и глубина воды зафиксированы, проба – взята. Взмах весел – и мы плывем дальше. Впереди – еще пять точек в разных частях озера.

24 июня экологический отряд Саргатского района «Чистая планета» провел экспедицию на озере Инберень. На мероприятие были приглашены ученые из Аграрного университета в составе доцента Константина Яковлева, аспирантов Олеси Кренц и Владимира Шаховала и третьекурсницы Дарьи Михайленко. Кроме того, в экспедиции приняли участие школьники из Верблюжья и студенты Саргатского индустриально-педагогического колледжа, все – члены районной экодружины.

В коротком брифинге Анатолий Безбородов, руководитель дружины, обозначил наши основные цели – взять пробы воды на химический и биологический анализы, измерить глубину и температуру воды. А еще – описать виды птиц, обитающих в окрестностях озера, для чего и был приглашен орнитолог Константин Яковлев. Конечная цель – создать паспорт озера, который бы включил максимально полную информацию о водоеме.

Первым делом идем на предвари-тельную орнитологическую экскурсию. Основная задача – найти лебедя-шипуна, занесённого в Красную книгу Омской области, которого не раз видели на озере.

– От лебедя-кликуна (тоже белого) он внешне отличается красивым 2-образным изгибом шеи и приподнятыми крыльями, – говорит Константин Яковлев. – Кстати, в «Умирающем лебеде» Сен-Санса в исполнении Майи Плисецкой мы видим именно шипуна – руки, выброшенные назад, и изображают приподнятые крылья.

Для разглядывания птиц у нас шесть биноклей, которые мигом расхватали. Один чехол от оптики дети тут же и «посеяли». Но лично для меня поразительным был тот факт, что многие саргатские ребятишки не знают в лицо даже таких немудреных птиц, как цаплю и чайку. А ведь они живут на природе. Что тогда говорить о городских детях?

Предварительные результаты орнитологической вылазки несколько обескуражили – насчитали всего около десятка видов птиц. Предполагалось больше. Не нашли и «жемчужину» – шипуна. Теперь надежда на то, что увидим его утром.

– Теперь – купаться! – говорит Анатолий Безбородов. И дети, с визгом сорвавшись с места, несутся мутить воду Инбереня.

Заплыв на озеро прошел без эксцессов – примерно за три часа мы взяли пробы воды, измерили ее температуру и глубину. Могли бы и быстрее, однако тяжелая лодка, в которую помимо Анатолия, молодых ученых и вашего корреспондента влезло еще четверо юных экологов, категорически не желала делать хотя бы на один узел больше. В принципе, процедуры были несложными – температуру воды мерили градусником, глубину – тяжелой шайбой на веревке. А фитопланктон в пробах воды Олеся-ученый решила фиксировать уже на берегу, дабы не возиться с ядовитым формалином в ограниченном пространстве. Небольшая задержка возникла только с измерением глубины в центральной точке озера – трех метров веревки оказалось мало, не хватило и длинной руки Владимира Шаховала. Ее пришлось удлинять посредством весла, чтобы коснуться дна на четырехметровой глубине.

На берег вышли с чистой совестью – главное дело сделано. В следующий раз пробы нужно будет брать через месяц. Анатолий, к слову, занимается этим круглый год.

Осталось только докатить лодку до лагеря, что мы и сделали, на полпути предусмотрительно сломав тележку. Дальше пришлось тащить наш «крейсер» на руках.

Одна была у нас печаль: комаров – не продохнуть. Не помогали ни мази, ни спреи. Начал даже вырабатываться некий автоматизм движений, позволяющий с минимальными трудозатратами обмахивать все открытие поверхности тела. В остальном – сплошные приятности: песни у костра, романтичные ночные купания и радость простого человеческого общения. Хохот и визг в лагере стоял часов до четырех утра. 

В восемь утра следующего дня – подъем на вторую орнитологическую экскурсию. Цель, намеченную в самом начале, удалось достичь – лебедь-шипун найден. Да и перечень птиц, обитающих в окрестностях озера, увеличился до сорока пунктов – среди них оказались и степной лунь, и чёрная крачка. Теперь эти данные попадут в паспорт озера, что поможет в дальнейшем предметно отслеживать ситуацию с каждым конкретным видом. А потерянный чехол от бинокля так и не нашли. Не иначе – вернемся!

P.S.:

Мне показалось, что Анатолием был найден верный подход к детям. С одной стороны, они получили полтора дня полноценного здорового отдыха. С другой – общение с увлеченными людьми бесследно не проходит. Как минимум, без задней мысли мусор в неположенном месте они уже не выбросят. А некоторые пойдут дальше, чему есть примеры – из дружины Анатолия вышло трое ребят, связавших жизнь с природой и поступивших на экологические отделения вузов.

Интересна личность самого Анатолия Безбородова, в недалеком прошлом – офицера-десантника, а сейчас, без преувеличений, – главного борца за природу в Саргатском районе. На вопрос «Почему именно экология?» он отвечает: «Это стало моей миссией. В использовании природных ресурсов мы давно вышли за рамки дозволенного и тратим то, что должно было достаться грядущим поколениям. Пора восстанавливать». А мне подумалось – каждому бы свою такую миссию…

О своем деле

рассказывает Анатолий Безбородов, руководитель экологической дружины “Чистая планета“.

Родился я в посёлке на Урале: долина, окруженная со всех сторон горами, поросшими лесом, чистое озеро и красивая река Белая. Рос, как и другие дети, не признавая лишней одежды и обуви. Когда я через много лет приехал на Родину, увидел, что стало с местом, которое любил, как саму жизнь: лысые горы с зонами сплошной вырубки леса, деградация и нищета сельского населения. Спустя годы я поступил в Рязанское высшее военно-десантное командное училище и, окончив его, приступил к службе в качестве офицера воздушно-десантных войск. Обучая и воспитывая солдат, я понял, что готовить детей к трудностям взрослой жизни нужно гораздо раньше.

Несмотря на хороший карьерный рост, с благодарностью к суровой школе жизни, я ушёл в запас, чтобы заниматься экологией и воспитанием подростков. Окончил Омский педагогический университет по специальности “педагог-психолог”. Работал в городском эколого-биологическом центре педагогом дополнительного образования в качестве руководителя объединения “Военная экология. Школа выживания”.

Без экологического мировоззрения, обучения и воспитания мы все обречены на деградацию и вырождение. В результате таких размышлений на базе Центра детского творчества Саргатского района родилась районная экологическая дружина “Чистая планета”. Хочется верить, что наши дети сделают свою Родину лучше и чище, получив образование и вернувшись в район высококлассными специалистами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *