Под сидящего рубль не подсунешь
В саргатском лесхозе — филиале БУ «Омсклес» нашли возможность для развития производства — запустили новый лесопильный цех.
На ремонт, реконструкцию и оснащение цеха лесхозу понадобилось без малого два миллиона рублей. Наряду со старым оборудованием установили две новые ленточные пилы. И сейчас обрезные доски из местной березы поставляются на современное омское предприятие ООО «АВВА-компани» по очень хорошей цене (за один куб обрезной доски там дают 4000 рублей). И кредит, взятый в этой компании для запуска цеха, отработали этим же материалом.
В момент моего знакомства с цехом здесь почти нечего было пилить. Последние 20 кубов березы привезли почти неделю назад с Баженовского производственного участка. Партию распиленного уже отправили в «АВВА-компани».
— Виною нашему простою — высокий снежный покров в лесу и на подступах к нему. Очень сложно пробиваться в деляны. Техника не выдерживает, велики расходы на вызволение сырья, — объясняет ситуацию Сергей Александрович Хохлов, начальник цеха. — А по-хорошему мы могли бы распустить кубометров десять в смену. И при надобности организовать работу в две смены.
Потребность в увеличении объемов продукции цеха есть. Не только омские деревопереработчики покупают саргатскую древесину. И саргатчане в охотку берут осиновый брус для бань, хозяйственных построек, легкие доски из осины — только подавай…
— Лесозаготовка — наше самое слабое звено, — считает Юрий Феликсович Захарченко, директор Саргатского лесхоза. — Но мириться с таким положением дел мы не намерены. Не так давно приобрели по лизингу два новых колесных МТЗ-82, три новые бензопилы «Stil 361». Сейчас ремонтируем «Муравей» — навесное устройство для зажима и траспортировки поваленного дерева. И организуем новую лесопильную бригаду.
…Мой второй приезд в лесопильный цех не состоялся. Не только новая бригада, но и работники цеха были направлены на сплошную санитарную рубку под Степановкой. Омские лесопатологи, исследующие саргатские берендеевы угодья, установили в прошлом году, что лес в этом месте вымок на корню. И если сейчас его не срубить, потом ни на доски, ни на дрова не используешь. Часть спиленного отбирается как деловая древесина (примерно 35-40 процентов от общей кубатуры) и отправляется в цех. Большая часть становится традиционным сельским топливом. Тут же грузится на грузовик из Шербакульского района. Дрова на юге области в особом почете.
Лесхоз последние два десятилетия борется за свое существование. Бюджетных средств, выделенных для ухода за лесом, явно недостаточно. И за рубками ухода, и на посадку саженцев, и для тушения лесных пожаров. Износ техники до этого года составлял восемьдесят процентов. Много ли напашешь минеральных полос для защиты леса от пожаров на стареньких тракторах? И вот сейчас ситуация меняется. Организация цеха, обновление техники и капитальный ремонт старых тракторов, выигранный прошлым летом тендер на аренду лесного массива под Ивановкой-Андреевкой более чем в 4700 гектар. Уже в этом году лесхоз будет высаживать сто гектаров хвойных саженцев — такого размаха лесопосадок давно не было. И к грядущему пожароопасному периоду работники леса в этом году готовы гораздо лучше, чем в прошлые годы.
Олег ШИПИЦЫН, фото автора на снимке: в деляне под Степановкой