Движение во власть
В Омской области на выборах в органы местного самоуправления закончилась регистрация кандидатов и стартовал период официальной агитации в средствах массовой информации. Эту кампанию уже назвали беспрецедентной по масштабам: впервые в органы местного самоуправления идет такое количество кандидатов.
Как сообщают в областной избирательной комиссии, на должности глав 25 муниципальных районов претендуют 114 человек. Фактически, в среднем – по 4 человека на место. А в отдельных районах — по 8-9 человек. В целом, на выборные должности, представленные 533 мандатами (включая депутатов районных парламентов), претендуют 1286 человек.
Еще одна любопытная деталь, которую отмечают многие политологи, журналисты и даже чиновники областного ранга. Во многих районах Омской области, где 14 марта будут выбирать главу, отмечено участие в предвыборной кампании «варягов», как их называют политтехнологи. Это кандидаты, которые к сельскому району и его жителям, мягко говоря, не имеют никакого отношения. Кроме формальностей — вроде прописки и некоторых этапов биографии в прошлом. Проще говоря, чужаки. Вполне логично, что такой кандидат на выборы идет не сам по себе — кому он один и на чужой земле нужен? Поэтому его всегда активно двигает местная оппозиция. Кучка людей, которая вместо конструктивного политического диалога и реальных предложений занимается активной критикой местной власти.
Политические приемы и предвыборная риторика таких команд во главе с «чужаками» традиционна: обещают избирателям экономический «клондайк» и кучу других благ, которые якобы не в силах обеспечить местные политики и управленцы, говорят, что только «новая кровь» способна оживить якобы загнивающую и разваливающуюся экономику. Их агитация строится на максимально жесткой и почти всегда огульной критике местных органов власти, попытках обнародовать сомнительный компромат на конкурентов, распространении слухов из разряда «черного» пиара и тому подобном. Самый показательный пример — попытка одного заезжего московского кандидата бороться от левой оппозиции за пост губернатора на выборах в 2003 году. Как показывает история, этот кандидат потом оказался обычным аферистом и проходимцем, который «кинул» и своих, и чужих. Но набранные им за счет голосов слишком доверчивых избирателей политические очки какое-то время позволяли этому человеку, что называется, держаться «на плаву».
Предвыборной аналитикой и освещением избирательных кампаний я как журналист занимаюсь почти десять лет. По опыту скажу: прием с кандидатом-«варягом» традиционно используется оппозицией тогда, когда ей попросту больше нечего предложить избирателям. А попасть во власть очень хочется. Как минимум для того, чтобы получить политические привилегии и депутатскую неприкосновенность.
Уверен, что жителям Саргатского района не нужно объяснять, кто есть кто на их земле. Ведь судить о политике и управленце нужно по реальным делам, а не по мифическим обещаниям и огульной критике оппонентов.
Виктор Зилов