Тобол Кушлы – не все под контролем

Единственный в районе гидропост находится на озере Тобол Кушлы. Уже более сорока лет здесь ведут наблюдения за одним из самых крупных озер в Омской области.

Гидрологическая служба кинула якорь в обычном жилом домике на окраине деревни Десподзиновки. Прямо на берегу похожего на подкову озера.

Тобол-Кушлы глазами не объять. Горизонт и вода сливаются. Еще бы! 1470 гектаров вода отвоевала у суши. Наблюдает за водоемом, местной достопримечательностью, Наталья Смирнова, ныне студентка-заочница Санкт-Петербургского вуза, в будущем – инженер-гидролог.

Ежедневно, несмотря на любую погоду, она два раза в сутки, в девять часов утра и в девять вечера, измеряет температуру воды в озере. Делает она это при помощи большого ртутного термометра. Еще нужно узнать, изменился ли ее уровень. Здесь пригодится металлическая палка с делениями. С весны, например, Тобол-Кушлы обмелел на 30 сантиметров. Хотя толщина льда к началу весны достигала одного метра двадцати сантиметров.

Далее – черед температуры воздуха. Идем в огород, к психрометрической будке. Это нехитрое сооружение представляет из себя маленький ларец с градусником, прибитый к столбу.

– Психрометрическая будка возвышается над землей на два метра. Так принято в метеологии, – поясняет Наталья. – Здесь не должно быть деревьев, чтобы не давали тень. Еще мы пользуемся осадкомером Третьякова. В емкость с носиком, по форме напоминающей цилиндр, собирается влага. Переливаем ее в специальную колбу и узнаем, какое количество осадков выпало за сутки.

Этим летом прибегать к его услугам не было надобности. Стоит сушь…

Все данные записываются в специальный журнал и раз в месяц отправляются в Мониторинг окружающей среды. Два раза в год, весной, после вскрытия льда, и осенью, его сотрудники берут пробы воды. Специальный химический анализ показывает содержание в воде  кислорода, углерода, азота… Весенние пробы в норме.

На самом деле Тобол-Кушлы переживает сегодня не лучшие времена. Это суровая проза жизни. И страшнее человеческого фактора, пожалуй, ничего нет.         

Наталья Смирнова признается, что оказалась здесь не по зову сердца – подменила свою приболевшую мать, метеоролога павлодарского аэропорта. Но судьба местного водоема ей не безразлична. 

– Тобол-Кушлы – озеро промысловое. Здесь водится серый амурский карась, встречается желтый. Они хорошо уживаются вместе, – говорит Наталья. – Но если сюда попадет ротан, ее называют рыбой-паразитом, экологической катастрофы не миновать.

Ротана местные рыбаки уже отлавливали в баженовских болотцах. Попал он туда по вине человека. Он очень опасен для небольших водоемов со стоячей водой. Хищник поедает икру, мальков, пиявок, водную растительность. За несколько лет он полностью истребляет другие виды рыб. Ротан живуч: выдерживает частичное пересыхание речушки или озерца и их полное промерзание до дна зимой. Попадание его в конце ХХ века в Байкал ученые рассматривают как биологическое загрязнение.

За последние десять лет уровень воды в озере Тобол-Кушлы резко упал. Вырубаются леса, мелеют болота, пересыхают родники. Загрязняются и берега. Бутылки и другой мусор обрамляют берег… Лет восемь назад богатые горожане задумали прямо на берегу построить базу отдыха. Уже вырыли огромные ямы под фундамент. Но говорят, сейчас они «развлекаются» в местах не столь отдаленных. Одной бедой стало меньше.

…Весной и осенью Тобол-Кушлы из озера превращается в лебединую гавань. Гордые птицы собираются в стаи, готовятся к дальнему перелету. Картина завораживает…

Наталья ЛОПАРЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *