Союз, скрепленный любовью
Илья Герасимович и Евдокия Ивановна Спирины из села Нижний Иртыш вместе 60 лет, и в этом году отмечают «бриллиантовую» свадьбу.
Евдокии было 11 лет, когда началась Великая Отечественная война. В ее памяти на всю жизнь запечатлелась картинка: они с мамой пришли к месту сбора призывников в Лузино – проводить на фронт старшего сына и брата Михаила. Они не знали тогда, что видят его в последний раз… Слезы расставания, материнские лица, почерневшие от горя, и разговоры о первых похоронках… Михаил с войны не вернулся – считался пропавшим без вести. В 46-м году Дуся осталась совсем одна – умерла после тяжелой болезни мать. Как тяжело было переживать горе 16-летней девчушке. Ей казалось, что мир рухнул в одночасье… Евдокия Ивановна комкает в руках носовой платочек, губы ее дрожат, а на глазах выступают слезы. Илья Герасимович утешает супругу, мягко обнимает за плечи.
Илья Герасимович родом из Ишима Тюменской области. В 43-м году его, 18-летнего паренька, призвали на службу, направили в город Ачинск Красноярского края. Служил он в разведке, в 44-м освобождал от гитлеровцев Ригу. Там, в Латвии, и победу встретил. В 45-м была еще одна война – с японцами. С западного фронта разведчика Спирина перебросили на фронт восточный – в 76-ю артиллерийскую часть. Окончание этой войны Илья Герасимович встретил в Порт-Артуре, а служба его продолжалась еще пять лет. За свои боевые заслуги ветеран Спирин отмечен орденом Великой Отечественной войны, медалями за отвагу.
Вернувшись со службы, Илья приехал к родителям и оказался соседом Евдокии. Она жила с ними через стенку. Дуся к тому времени была уже знатной дояркой, у нее даже зрелые женщины учились мастерству доения. Евдокия сразу приглянулась Илье.
– Хорошенькая она была, с длинной русой косой, с румяными щеками, и глаза большие, выразительные, – улыбаясь, рассказывает Илья Герасимович. – У меня сердце так и екнуло.
– Мне он тоже понравился, – признается Евдокия Ивановна, – красивый и добрый по характеру. Поженились мы 1 мая: пришли в сельсовет, расписались, домой пошли под ручку. И столько гордости было, что стали законными супругами!..
Нужда и бедность в послевоенные годы смотрели, как говорили, из всех углов. Рабочие руки ценились на вес золота. Но хоть и тяжело приходилось – все равно у людей была радость в глазах. Молодые супруги Спирины вставали в четыре утра, шли работать на ферму, а домой возвращались уже за полночь. И детей растили между работой, и отдыхать умели. «У нас тогда сил на все про все хватало, – с серьезным видом поясняет Илья Герасимович, – наше поколение особой закваски – крепкие и духом, и телом».
Сегодня у Спириных шестеро внуков и столько же правнуков. В Нижнем Иртыше Спирины оказались не случайно. В 60-м году главу семейства пригласил на работу в госплемсовхоз К.А. Хорошун. Перебрались они не раздумывая и сразу получили от совхоза квартиру. Появился свой семейный очаг, хозяйство, жить стало лучше. Дочери и внуки, хотя и уехали в Омск, навещают родителей каждую неделю. Старики детьми очень гордятся. А еще говорят, очень хочется пожить, побыть вместе, порадоваться каждому новому дню…
Какие же они все-таки мудрые – люди того поколения. Через годы проносят свои теплые чувства. Не было у них тогда красивых нарядов, колец обручальных, пышных торжеств – едва сводили концы с концами. Все было тихо и скромно. Но такой супружеский союз не распадется просто так, потому что скреплен он настоящей любовью и безграничным уважением друг к другу…
Евгения Храмова