История моей семьи – в истории страны
Алина Епанчинцева – самая юная представительница династии Григорьевых-Епанчинцевых.
В свои 16 лет она уже имеет немало достижений в учебе, спорте и творчестве. Учится в кадетском классе лицея. Играет на гитаре, поет, танцует, занимается волейболом. Занимает призовые места в районных и областных спортивных состязаниях, творческих конкурсах, слетах общественных организаций, выступает на ученических конференциях. Дважды становилась дипломантом регионального краеведческого конкурса Министерства образования «Корнями дерево сильно», представляла свою работу «Родословная моей семьи». 2-го места работа была удостоена на краеведческих чтениях в Саргатском музее.
– Интересно и полезно изучать собственную родословную, – считает Алина. – Каждый человек должен знать, какой след оставили его близкие на земле. Я знаю о жизни своих предков до пятого колена. Знаю, что они честно жили, служили и трудились на благо России и малой родины. Им довелось немало пережить в вихре исторических событий, участвовать в войнах и коллективизации, видеть то, что происходило с Отечеством в разные периоды. Обо всем происходящем я узнала, листая документы в архивах, читая специальную литературу, а также от своих бабушек и дедушек. Помогала мне в написании работы мой научный руководитель, учитель истории Екатерина Викторовна Орленко.
Сегодня мы публикуем материал Алины в кратком изложении.
От Васюгана до Кулая
…Я часто слышу, что моего дедушку Григорьева Анатолия Николаевича, маминого отца, а также его братьев и сестер называют «караванщиной». По аксеновской дороге есть грива Караваниха, здесь в середине 19 века была заимка крестьянина Григорьева по прозвищу Караван. Потому Григорьевых и стали так называть. Один из основателей рода Григорьевых – мой прапрадед Павел Степанович. Родился он в 1872 году. С 10 лет батрачил: скот пас, траву косил, чтобы заработать на кусок хлеба. Женился на такой же бедной девушке-сироте, рано овдовел и сам поднимал семерых детей… Второй мой прапрадед, Ланчуков Никита Иванович, родился в 1897 году. С 16 лет служил в царской армии. Вернувшись, обзавелся семьей, построил дом в Тевризе. Жили они середняками, держали хозяйство, что и стало приговором для всей семьи. В 39-м Никиту Ивановича арестовали. Обвинения были нелепыми: «…использование наемной силы, в хозяйстве имеет 4 коровы, лошадей». Вместе с другими арестованными он был сослан на Васюганские болота на два года. Его как «бывшего врага народа» не взяли даже на фронт во время Великой Отечественной войны. Раскулачена была и семья прабабушки Марины Куприяновны Пономаревой (Хохловой). В 11-летнем возрасте она испытала на себе все эти тяготы и лишения. Их и еще 8 семей гнали из деревни до гиблого места в Тарском районе под названием Кулай, чтобы не смогли вернуться. Многие по дороге умирали… Но когда сопровождение отстало от них, люди стали искать обратный путь. Семья Пономаревых добралась до Сибсаргатки. Жить им там было негде, прятались у знакомых. Мать моей прабабушки отправилась пешком в Любино – хлопотать о восстановлении в правах и возврате дома. И добилась своего. Стали возрождать свое хозяйство.
За Победу
Сражались на фронтах во время Великой Отечественной войны мои прадеды. Федор Андреевич Пономарев был призван в армию еще в 40-м, а с фронта от него пришло только одно письмо – часть, в которой он служил, оказалась в окружении. Четыре года он был в плену. Испытал все тяготы концлагеря. Его считали погибшим, но после окончания войны Федор вернулся, работал в колхозе до пенсии.
Николай Кузьмич Григорьев ушел на фронт в 41-м, попал в одну из пехотных дивизий на Калининский фронт, оборонявших Москву. Был первым в пулеметном расчете. «Они лезли на нас напролом, с танками, дальнобойными орудиями, минометами, а у нас – орудие образца 1898 года, по десятку патронов, по три пулемета на батальон. Но мы держали оборону, не пустили врага с севера к Москве», – вспоминал прадед. Его пулеметный расчет принимал участие в соединении войск Ленинградского и Волховского фронтов. Тогда прорвали оборону фашистов и образовали коридор, по которому жители блокадного Ленинграда получали продукты. Николай Кузьмич с войсками 3-го Белорусского освобождал Латвию, воевал под Кенигсбергом. Был ранен, контужен… Ковали мои предки Победу и в тылу.
Прабабушка Валентина Николаевна Чичерина подростком работала на оборонном заводе в Омске – собирала моторы для самолетов. Степан Сергеевич Епанчинцев, прадед по папиной линии, тоже ушел на фронт в самом начале войны. Первые три года от него приходили письма, потом их не стало. И только после войны пришло в Сибсаргатку извещение, что он пропал без вести. Антонида Дмитриевна, его супруга, больше не вышла замуж. Уж очень сильно любила его. Растила детей, работала в колхозе. Тяжелый труд выпал на ее долю. Ей пришлось осваивать трактор – пахать на полях по 14 часов. После окончания войны не намного стало легче: мужских рук не хватало, техники тоже. Приходилось пахать и убирать хлеб на быках…
Труд во славу Родины
В послевоенные годы село стало возрождаться. Многие преобразования в Саргатском проходили с участием моего прадеда Григорьева Николая Кузьмича – почетного жителя поселка, кавалера ордена Трудового Красного Знамени. Вернувшись с фронта в 46-м, он стал бригадиром полеводческой бригады колхоза «Путь Ленина». Под его началом возводились в колхозе животноводческие комплексы. В 1953 году в Саргатке была организована инкубаторная станция, и мой прадед ее возглавил. Выводили цыплят – дело новое, хлопотное, приходилось и ночами пропадать на работе. Через 4 года Николая Кузьмича избрали председателем колхоза…
Мой дед Епанчинцев Владимир Степанович – уроженец Сибсаргатки, почетный тракторист, механизатор. Более 18 лет работал на выращивании кукурузы. За свой труд имеет множество наград, золотую медалью ВДНХ СССР. Сейчас на заслуженном отдыхе.
Мои родители – Епанчинцевы Юлия Анатольевна и Сергей Владимирович жили в Ивановке. Папа работал на совхозных полях после профучилища, а мама, окончив педагогический университет, учила ивановских ребятишек русскому языку. После переезда в Саргатское она работала в педучилище, а сейчас заведует отделением психолого-педагогической помощи в Комплексном центре социального обслуживания «Бережок».
Вклад каждого из моих родных в развитие и процветание малой родины весом. Мне есть чему у них учиться. Я буду продолжать традиции нашего рода, беречь и передавать их из поколения в поколение.