Чужие углы

обживает многодетная семья Кашиных из Саргатки уже много лет, меняя одну съемную квартиру за другой. Ни на какую жилищную программу они рассчитывать не могут – так им говорят в администрации района. Недавно Надежда, Борис и их четверо детей опять справили «новоселье»: с Промышленной переселились на Северную…

Квартирный вопрос все переносят мучительно. Одно дело – обживать чужие углы одному, без семьи. Другое – мыкаться с чемоданами да узлами с детишками. Вдвойне плохо, когда в такой ситуации некому помочь. У некоторых от такой безысходности опускаются руки…  Надежде Кашиной руки некогда опускать… Устроилась водителем в такси «Фишка», когда сынишке Артемке четыре месяца исполнилось.

 

– Муж по состоянию здоровья не работает,  скоро ему снова на операцию, – рассказывает Надя. – Жизнь заставила сесть за баранку, не- женским делом заняться. Хоть какой-то доход. Но денег все равно не хватает. Наверное, наша мечта – жить по-человечески, в своей квартире, так и останется мечтой. Одно время ходила в районную администрацию, узнавала, чем нам помочь можно. На прием к главе района недавно ходила, он перепоручил заниматься этим вопросом своему заместителю. Нам говорят, что с нашими доходами выход один – получить социальное жилье. Бесплатное. Что в жилищных программах с нашей зарплатой делать нечего. Мы и в очереди с 2007 года стоим, она у нас 273…

 

В семье Кашиных вместе с маленьким Темкой еще трое ребятишек, они тоже устали от переездов. Двое из них – опекаемые, но они – свои, родные. Надежда оформила опеку над племянницами, когда ее сестру лишили родительских прав. Они с рождения гостили у тети Нади чаще, чем у родной матери. 

 

– Живем дружно, к неудобствам привыкли. Правда, этой зимой пришлось особенно тяжело: пять машин дров сожгли, но в доме все равно было холодно, – говорит Борис. – А от переездов устали. Таскаем с места на место вещи, мебель. Шифоньер недавно купили, лежит в упаковке. Не знаем, собирать или нет.

 

Мы решили сами пройти по инстанциям и попробовать помочь этой семье. Семья-то не просто многодетная, а приемная. Может, какие-то условия особенные для них есть?

 

В органе опеки и попечительства Управления образования администрации Саргатского района считают, что Кашиным на жизнь грех жаловаться. На опекаемых детей мама пособие получает почти 12 тысяч (на двоих), и что у девочек приемных жилье свое есть – на улице Южной. Так пусть они все туда переезжают. Только вот не учел одного этот надзорный за такими семьями орган: что на тех крохотных «южных» квадратных метрах еще четверо ютятся. Да и домишко этот старенький, аварийный. Жить в нем вовсе не безопасно. И приемышей должны поставить в отдельную очередь на получение квартиры. 

 

О том, что у опекаемых есть право на свою жилплощадь, Надежда не знала. У Людмилы Владимировны Гайдоенко, ведущего специалиста органа опеки и попечительства,  – свое мнение на ее неведение. По ее словам, с Кашиными трудно найти общий язык, и что семья эта у них в черном списке: годами мама не составляет отчеты на деньги, которые получает от государства…

 

Но надо полагать, не отчетами своевременными счастье семейное измеряется, а той атмосферой, которую специалисты из отдела, наверное, не почувствовали. Я была у Кашиных, никто меня не гнал. И дело тут, кажется, просто в отсутствии желания взять эту семью на особый жилищный контроль и помочь в приобретении или строительстве, а не заносить в черный список. И тем более не ставить под сомнение: а на законных ли основаниях вам дети достались? Специалисты из Управления образования не раз предупреждали Кашиных о том, что если вопрос с жильем у них не решится, – ребят могут отобрать.

 

Наверное, чтобы к проблемам твоим интерес у чиновников не угас, надо постоянно напоминать о себе, надоедать, требовать. У большинства ни времени, ни настойчивости нет. Кашины – из таких.

 

По словам и.о. заместителя главы района по социальным вопросам Владимира Васильевича Хохлова, администрация рада бы давать квартиры нуждающимся, но таких очень много (среди них молодые семьи, ветераны боевых действий, инвалиды, молодые специалисты). Да и квартир свободных, находящихся в собственности района и предоставляемых на условиях социального найма, в Саргатке нет. «Последнее социальное жилье в поселке сдали шесть лет назад, когда перепланировали бывшее общежитие ПУ-31 в 20-квартирный жилой дом, – говорит В.В. Хохлов. -Но и его жильцы, по большей части, приватизировали свои «квадратные метры». Одно время поднимался вопрос о создании в районе так называемого резервного жилищного фонда, где в квартирах малосемейного типа по договору социального найма могли жить остро нуждающиеся. Сейчас в такое с трудом верится».

 

Единственное, чем, по словам В.В. Хохлова, можно помочь Кашиным, – воспользоваться их материнским капиталом, найти какой-нибудь домик. Но какой на 350 тысяч (столько составляет сумма материнского капитала Надежды Кашиной) для семьи из 6-ти человек присмотреть можно – другой вопрос. В селе за эти деньги домишко хороший можно подыскать, а вот в Саргатке вряд ли. В противном случае – опять под сомнение поставят вопрос о законности опеки. Странная позиция в районной администрации. Получается, легче припугнуть отлучением детей от семьи, чем попытаться чем-нибудь им помочь?

Наталья ЛОПАРЕВА

Комментарий специалиста

За консультацией о том, как разрешить квартирный вопрос Кашиных, мы обратились к Ларисе Семеновне Фоминой – начальнику Управления реализации федеральной целевой программы «Жилище» Министерства строительства Омской области. И вот что она нам ответила.

– Считаю, Кашиным нужно строить свой дом. Областная подпрограмма «Развитие индивидуального жилищного строительства» федеральной программы «Жилище» им подойдет. Суть ее – застройщик получает социальную выплату на строительство дома. Ее размер определяется с учетом стоимости квадратного метра и социальной нормы жилплощади на каждого члена семьи и позволяет оплатить за счет средств областного бюджета до 70 процентов от стоимости нового дома. Для семьи Кашиных из шести человек выплата может дойти до миллиона. Но рассчитывать на эту безвозмездную помощь могут те, кто стоит на очереди не первый год. Семья Кашиных в очереди с 2007 года. Значит, нужно идти, во-первых, в администрацию района и писать заявление на вступление в программу. Во-вторых, взять справку в банке, на какую сумму семье могут дать кредит. Все жилищные программы предполагают активное участие застройщика, и за «спасибо» никто вам деньги не даст. У Кашиных часть займа может погасить материнский капитал. Но не теряйте времени – отбор граждан на получение социальной выплаты во всех муниципальных районах закончится в первой половине апреля. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *