ВОДОдефицит

В рабочем поселке Саргатское из-за глубокого промерзания почвы на четырнадцати улицах полностью или частично перемерзли водопроводы. Замерзает вода в Увальной Битие, Верблюжье. По этой же причине огромное количество порывов на водопроводных трассах в райцентре. 

Бригада аварийно-восстановительных работ коммунального хозяйства не выходит из траншей – устраняет повреждения на водных трассах, отогревает колонки. УК «Жилстройуправление» организовало подвоз воды на те улицы, где нет колонок. Но ситуация по-прежнему остается сложной.

– Нет у нас сегодня такой техники, которая могла бы легко подобраться к порывам, –  говорит М.С. Петрашов, начальник УК «Жилстройуправление», – как нет и свободных миллионов рублей, чтобы приобрести новый экскаватор или долбежник. Заявка на тяжелый экскаватор по федеральной программе переоснащения ЖКХ написана давно, несколько лет назад. Требуется еще больше средств на  полную замену чугунных труб на полиэтиленовые. Из 100 километров водопроводов, проложенных по поселку, – только 10-15 процентов – полиэтиленка. Но, однозначно, те участки водовода, где порыв на порыве, будем менять. Начнем с улицы Чапаева, где не осталось живого места. 100 тысяч рублей на трубы для этой улицы уже перечислены.

Один из читателей нашей газеты рассказал, что видел в районе на возвышенности трещину, у которой края не только разошлись, но и сместились вверх-вниз. Получился разлом со сдвигом, который бывает при землетрясениях. Коробок спичек, брошенный в щель, юркнул туда, нигде не задержавшись… Это не лирическое отступление, а факт, говорящий о нынешней аномально холодной зиме… Малое количество снега и длительные сильные морозы привели к тому, что почва промерзла в некоторых местах на три метра. Стали замерзать водопроводные колонки, колодцы, трассы…На Иртышской, Магистральной, Солнечной, Олимпийской и т.д.

Никогда еще не замерзали в таком количестве колонки. В январе рабочий день аварийной бригады ООО «Саргатский водоканал» начинался с раскочегаривания «пароварки» и оживления колонок. Причем специалисты коммунального хозяйства «пароваркой» отогревали их, а через несколько часов, максимум через сутки, все застывало снова. И тогда было найдено такое решение: заливать в колодец, в котором смонтирована колонка, цистерну горячей воды из котельной. Это технология помогала колонке жить 3-4 дня… 

11 февраля, когда температура наружного воздуха держалась днем под 40 градусов, замерзла водонапорная башня, чего не случалось с 1971 года – с момента ввода ее в эксплуатацию. Лопнула подводящая труба и  задвижка. В самые сжатые сроки бригада аварийщиков (электросварщик Виктор Медведкин, слесари Борис Кузнецов, Александр Артеменко, Сергей Пономарев и мастер участка Алексей Чернец) заменила вышедшие из строя трубы и детали. В башне была установлена дополнительная самодельная печь, чтобы не повторилась подобная ситуация.

Как раз с этого времени начали рваться уличные водопроводы. Выполненные в основном из чугуна, они устойчивы к коррозии в агрессивной среде, но очень чувствительны к движению грунта. Бывает, трубы перерезает, как бритвой…

10 февраля произошел порыв на улице Пионерской. Не успели докопаться до места разрыва – хлынуло возле молзавода, почти тотчас прорвало водопровод на Кооперативной. А дальше пошли порывы один за одним. На Новой, Октябрьской, Энергетиков, Северной, Березовой, Чапаева…

Обычно устранение порыва длится три-четыре дня.    На Кооперативной раскопки длились шесть суток. Это огромный промежуток времени. Ведь на это время отключается подача воды по магистрали, и часть трассы успевает застыть.

– Поверьте, мы делаем все, что в наших силах. Мужики самоотверженно пашут допоздна, без выходных. И вымотались уже до предела, – говорит Вячеслав Александрович Клевакин, исполнительный директор ООО «Саргатский водоканал». –  Но при нашей технической оснащенности работа продвигается медленно. В разы медленнее, чем такая же работа осуществляется в городе…

Техническая оснащенность такова: экскаватор 91-го года выпуска, выработавший свой ресурс, трактор, оснащенный долбежным устройством 84-го года выпуска (сама гидравлическая навеска еще старше). Сначала ас-машина Михаила Королева откачивает все, что выбежало на поверхность, потом работает долбежник (за его рычагами – Николай Иващенко). Он способен отколоть максимум полтора метра мерзлоты, а она простирается гораздо глубже… Приходится и экскаватору  (управляет этой машиной Владимир Петренко) не только грунт выгребать, но и бить ковшом – другого способа подобраться к разрыву нет.  На пользу технике это не идет. Окончательно подход к трубе освобождается лопатами.

– За последние тридцать лет в нашей технологии ничего не изменилось, – сетует Владимир Петренко, ветеран  жилищно-коммунального хозяйства. – Правда, раньше мы еще и костры жгли…

В городе, например, работает бара-грунторез, который быстро распиливает мерзлую землю, и потом экскаватор легко убирает ее, быстро подбираясь к поврежденному участку. А старая техника коммунальщиков не выдерживает. При устранении порыва на Северной на долбежнике порвало шесть гидравлических шлангов! А сколько масла при этом утекло! После устранения этой аварии на день встал на ремонт экскаватор.

Не выдержал водопровод на улице Худенко, Товстухо, Советской…

Обычно в начале апреля аварии на водопроводах заканчиваются. Но это после обычной зимы. Никто не знает, как будет себя вести грунт после аномальной…

Олег ШИПИЦЫН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *