Солдат особого назначения
Елизавета Григорьевна Грохотова в годы Великой Отечественной войны охраняла по распоряжению НКВД особо важные объекты – следила за тем, чтобы не расхищалось оружие, предназначенное для фронта.
…Елизавета Григорьевна показывает мне фронтовые фотографии, на одной из которых она, рядовой солдат Попова, в военном мундире – молодая, красивая. Смотрю на нее и пытаюсь найти сходство теперешней маленькой старушки с усталым морщинистым лицом с той тоненькой девчушкой, одетой в серую шинель. Нашла: глаза похожи, такие же, как и тогда – горящие, задорные.
– А вот наша боевая семья – 21-я дивизия, – поясняет моя собеседница, – а это мои лучшие подруги Фая и Тася. Шустрые были девчонки… Тася, правда, умерла (Елизавета Григорьевна замолкает, смахивает набежавшую слезу). Фая теперь в Тавричанке, в доме престарелых, у нее никого нет. Вот так распорядилась судьба… Да и многих однополчан уж нет в живых. Имена их стерлись из памяти. Но лица снятся до сих пор.
О, если б не было войны! Не так прошла бы юность Лизы Поповой. Разве не мечтала она получить хорошее образование, а не только четыре класса, которые смогла закончить? Разве не мечтала о хорошей жизни, о красивых нарядах вместо военного обмундирования? Война жестоко оборвала все светлые мечты и надежды. На долю моей героини выпало немало испытаний.
Елизавета Григорьевна родилась в 1924 году в деревне Соснино Горьковского района. В семье Поповых было девять ребятишек, они рано остались без отца. С малых лет помогали матери-телятнице, трудились на колхозных полях. Лиза до 16 лет работала нянькой у чужих людей. Позже устроилась разнорабочей на горьковский молочный завод. Оттуда в 43-м ее и забрали в армию. Отправили в учебную часть на станцию Кривощеково, что под Новосибирском.
– Мы прошли в учебке строевую подготовку, научились обращаться с оружием, приняли военную присягу, – вспоминает Елизавета Григорьевна. – А потом нас отправили в 21-ю дивизию войск НКВД на станцию Заводскую – охранять склады с боеприпасами.
И вот Елизавета Попова, как стойкий оловянный солдатик, не сходила с поста по 12 часов в сутки. Холод ли, жара ли – терпела. И откуда только силы брались в хрупком девичьем теле? Теперь она и сама себе удивляется. Закрывает на мгновение глаза, пытаясь восстановить в памяти те события. Лицо становится напряженным.
– Холод, голод, грязь. Тяжелый воздух. Ядовитый рыжий дым клубился вокруг, разъедая глаза и кожу. Даже волосы и одежда от него становились рыжими. И в горле постоянно першило, – голос ее дрожит, срывается, – две девчушки тогда не выдержали – покончили с собой…
На мой вопрос, страшно ли ей было тогда, Елизавета Григорьевна искренне признается: «Очень страшно». Врезался в ее память жуткий эпизод. В одной из мастерских она смотрела, как расплавляют тротиловый порошок и начиняют горячей жидкостью снаряды. Одна женщина, заряжая тротилом снаряд, допустила оплошность и жестоко поплатилась за это. Снаряд взорвался, оторвав ей руку…
В 44-м перевели рядовую Попову в 191-й стрелковый полк. И снова пошла строевая и огневая подготовка. А потом с винтовкой в руках она охраняла эшелоны с оружием.
– Так Победу и встретила – по стойке «смирно», – улыбается сквозь слезы ветеран, – демобилизовали нас в 45-м. На гражданке я долго не могла привыкнуть к тому, что все закончилось…
Сразу после войны она устроилась на работу – наборщицей в горьковскую типографию. А вскоре встретила и своего суженого. Виктор Грохотов был на четыре года младше, пришел из армии и работал кочегаром на молзаводе.
– Познакомились мы с ним на вечерках, где молодежь собиралась песни попеть, поплясать, – рассказывает Елизавета Григорьевна, – Вите понравилось, как я играю на гитаре, а моя военная выправка, немного суровый характер, закаленный войной, его приятно ошеломили. Вот так и сложилась парочка.
Сегодня ветеран Великой Отечественной войны Елизавета Григорьевна Грохотова, фронтовой труд которой отмечен множеством медалей, прихварывает, но живет в мире тепла и заботы близкого человека – дочери Валентины. К ней, в Саргатское, она переехала пять лет назад, после смерти мужа. Всего же у нее пятеро детей, десять внуков и восемь правнуков. Таким богатым наследством Елизавета Григорьевна очень гордится. А недавно ей, теперь саргатчанке, вручили памятную медаль «65 лет Победы», которая тут же украсила парадный костюм ветерана.
Евгения Храмова