Незолотое руно
Овцеводство не дает большой прибыли, но позволяет Михаилу Губе, молодому андреевскому предпринимателю, уверенно стоять на ногах и строить планы на будущее.
А начиналось все с переезда в 1998 году из Казахстана. Нашему герою было тогда 22 года, и перспективы его жизнеустройства были на воде вилами писаны. Впрочем, определенная ясность была: свое будущее он видел в приложении сил к земле, к сельскому хозяйству. Во-первых, дома Михаил с удовольствием помогал отцу управляться с живностью, а во-вторых, удачный предпринимательский опыт имелся: домашние куры неплохо неслись, и реализация яиц приносила семье дополнительный доход.
Осело семейство Губы-старшего в Андреевке. Михаил восстановился в Омском аграрном университете на мехфаке. Но, дожидаясь корочек специалиста, на шее у родителей сидеть не стал. Первым советчиком и помощником во всех начинаниях сына был именно отец Юлий Иванович. Здесь, на адреевской земле, родилась семья Губы-младшего. Сегодня Михаил и Татьяна воспитывают двоих сыновей. Никита пошел в первый класс, Даниил познает жизнь в детском саду.
Из свиноводов – в овцеводы
Сначала Михаил занимался разведением свиней. До пятидесяти свиноматок доходило поголовье. И поросятами торговал, и живым весом. Но свинина постоянно падала в цене. Развитое промышленное производство давило на частное, мелкотоварное. К тому же, местный сельхозкооператив «Андреевский», где можно было поблизости приобрести зерно, с каждым годом хирел. Решил сменить Михаил этот не очень прибыльный род сельхоздеятельности. Голову долго не ломал: овцеводство – вот та спасительная соломка, что позволит жить. Овечка – скотина неприхотливая. И в голой степи на снегу зимовать может, и самым грубым кормом обходиться. Спрос на баранину в последнее время растет, а конкуренция в этой нише рынка не очень велика. Опять же, ценные побочные продукты – шерсть, шкуры…
Овечек для развода закупил в Одесском районе. 30 штук, племенных, курдючной породы. Было это четыре года назад.
Овечий приют
…С Михаилом и его младшим сыном Данилкой я побывал в кошаре, расположенной в трех стах метрах за околицей села. Кошара – большой загон, огражденный листами некрашеного металлопрофиля. Капитальная загородка помогает укрываться отаре от жестоких степных ветров. Огромный односкатный навес защищает поголовье от дождя и снега.
Овцы дичатся и сбиваются в кучу. Многие в свалявшихся кудряшках.
– Стрижка обязательна. Минимум – два раза в год, – грустно замечает хозяин. – Если не стричь – заводится парша. Животное чешется, становится беспокойным, теряет в весе… Навести прическу одной особи стоит 50 рублей. А вот настриженное ценится слабо, считается едва не отходом производства и не оправдывает тех затрат, что тратятся на стрижку. Понятно, это не тонкорунные мериносы, но и эта шерсть – здоровое природное сырье, годное как для производства сукна, так и валяной обуви.
Овечьи шкуры тоже никому особо не нужны. Если раньше из овчины делали тулупы, полушубки для армейских подразделений, частей МВД, полярные комбинезоны для районов Крайнего Севера, то теперь армию и многие спецслужбы одевают в синтепоновые наряды от Юдашкина.
Невостребованность этой части продукции энтузиазм сдерживает, но не гасит.
Ягнята родятся в тепле
Нынешней осенью с помощью омского предпринимателя Виктора Белова в кошаре появилось капитальное сооружение. Построенное из пенобетонных блоков на базе оставшихся с незапамятных времен клюшек.
Нынешней зимой вся отара ночует в помещении, где предусмотрены отсеки для рожениц и новорожденных. Все ягнята, появившиеся на свет этой зимой, резвы, радуют глаз.
Слухами земля полнится – и за молодыми барашками тянутся в Андреевку селяне из близлежащих волостей. Так что хозяин удовлетворить всех желающих не может. Чтобы вести широкую племенную продажу, Михаил считает, отара должна быть раза в два больше…
Как хорошо иметь свой дом
Обиталище для овец соорудили быстро, а вот жилище для семьи строит Михаил четвертый год. Не коттедж каменный – обыкновенный брусовой дом.
– Я же не архитектор и не дизайнер, – улыбается он. – По первости задумали сделать одно… Потом захотелось большую кухню, просторную ванную комнату – понадобились пристройка и перепланировка.
А пока семья обитает в казенной квартире, в семи километрах от Андреевки, где заканчивает свой путь речка Саргатка. Здесь одна подле другой расположены базы отдыха двух омских предприятий. Луга в этом месте соединяются с лесом, стоят уютные домики для проживания, но запустение видно невооруженным глазом. Все реже останавливаются горожане здесь на отдых. Те, что посостоятельнее, предпочитают турецкие и иные заморские берега, те, что победнее, – собственные дачные участки. Пока за имуществом этих баз доглядывает Михаил – потому и обеспечен казенным жильем. А неровен час – откажутся промышленники от этого балласта? Но по этому поводу он не переживает. Строящийся дом уже изнутри отделан гипсокартоном, все коммуникации подведены: газ, электричество, вода. Переезд не за горами.
Хочется работать более интенсивно
Тревожится Михаил по другому поводу. Техника, которая обеспечивает существование хозяйства – заготовку кормов, их подвозку, – поет свою лебединую песню. И «беларус», и дизель очень ветхие. И, бывает, подводят в самый неподходящий момент. А ведь не всякую запчасть найдешь в районе. Значит, надо держать путь на омские базы, теряя драгоценное время.
– Очень хочется обновить трактора, обзавестись современным пресс-подборщиком и работать более интенсивно, – говорит о наболевшем хозяин. – На абсолютное новье не претендую – это нереально. Для этого надо серьезно разорить стадо.
Михаил рассчитывает выиграть грант, который выделяется на развитие малого предпринимательства. Его хозяйство и есть та спасительная подушка экономики, реальный сектор, в котором производятся новые ценности. Первая попытка получить государственную поддержку не удалась из-за неверно оформленных документов.
Уверен, у Михаила все получится. Настырность, энергия, трезвая голова, образование, наработанный опыт и связи, чисто человеческие и деловые, крепкий семейный тыл, – все для роста и развития имеется. И не только овцеводством занимается Михаил. И коней разводит, и пчеловодством промышляет.
На земле множество точек приложения сил.