Виктор Веденин: “Начинаем в своих школах новый модуль в рамках предмета “Основы безопасности и защиты Родины”
В 2024-2025 учебном году российские школы снова начинают преподавать основы военной подготовки. С 1 сентября предмет “Основы безопасности жизнедеятельности” стал называться “Основы безопасности и защиты Родины” (ОБЗР). Обновленный предмет представляет собой совмещённый курс по “Основам безопасности жизнедеятельности” и советской “Начальной военной подготовки” (НВП). Большая его часть посвящена военной тематике, основам военной стратегии и тактики, школьникам будут объяснять, как различать разные типы оружия, как используются беспилотники на поле боя и многое другое. С 8 по 11 класс этот предмет обязателен. Кроме того, для восьмиклассников и десятиклассников будут организованы выездные военные сборы, чтобы они могли применить полученные знания на практике.
Но сначала всему этому должны научиться педагоги. В течение всего сентября преподаватели ОБЗР школ и колледжей со всей Омской области проходили подготовку на базе Омского педуниверситета, изучали методику преподавания нового предмета.
По данным Министерства образования Омской области, до конца сентября более 700 омских педагогов по предмету «Основы безопасности и защиты Родины» повысят квалификацию, в том числе 14 преподавателей Саргатского района.
Как проходило обучение, как будет организован учебный и практический процесс в школах, а также о том, с чем связано введение обновленного курса, – в материале Виктора Петровича Веденина, преподавателя “Основ безопасности и защиты Родины” Нижнеиртышской средней школы имени М.Н. Макарова, который на прошлой неделе завершил трехдневную подготовку по новому курсу.
– Преподаватели предмета «Основы безопасности и защиты Родины» прошли двухуровневую подготовку, повысив свою квалификацию: в июне – теоретические курсы, в сентябре – практическая часть. Практический модуль дополнительной профессиональной программы ОБЗР во втором потоке осваивали педагоги из Саргатского района.
В течение трех дней мы получали основы огневой, тактической и инженерной подготовки, осваивали пилотирование беспилотных летательных аппаратов, навыки оказания медицинской помощи, занимались огневой подготовкой и участвовали в военно-спортивных играх. В курсе практического обучения решались ситуационные задачи и отрабатывались полученные навыки.
Два дня обучение проходило в Омском педагогическом университете на базе педагогического технопарка «Кванториум» имени академика РАО Михаила Лапчика. Занятия по тактической медицине проводились на кафедре основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии ОмГПУ. Еще один учебный день стал выездным на учебный полигон Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России». Практические занятия проводили инструкторы с боевым опытом – сотрудники патриотического центра «Характер», центра специальной военной подготовки «Сибирский полк», учебного центра Росгвардии, Союза ветеранов СВО, ВСПК «Тайфун» и «Юнармии». Здесь учителя изучали основы инженерной и тактической подготовки, принимали участие в военно-спортивных и тактических играх.
С чем связано введение обновленного курса? Ответ кроется в новом названии. На уроках ОБЖ детей учили выживанию в экстремальных и чрезвычайных ситуациях мирного времени. На ОБЗР обучающиеся, кроме этого, будут осваивать тонкости военного дела. Этим вопросам отведен отдельный обучающий модуль в 8 и 10 классах. По окончании курса обучения для учеников 8 и 10 класса предусмотрены обязательные сборы для закрепления практических навыков.
Вопрос о возвращении в школы уроков начальной военной подготовки обсуждался чиновниками, общественниками и депутатами на протяжении нескольких лет – с момента начала специальной военной операции. Они аргументировали свою позицию тем, что это «позволит провести планомерную подготовку граждан к возможному противостоянию с врагом».
Специальная военная операция постепенно меняет сознание россиян. Уходят в прошлое либеральные, навязанные Западом ценности. Формируется новое понимание происходящих событий. Россия – Родина, держава, сохраняющая тысячелетние культурные традиции. Российское общество нуждается в духовно-нравственной идентификации. Не национализм, не фанатичная религиозность, не партийная идеология, а именно духовность должна стать фундаментом для нашего общества.
Перед нами стоит очень важная и сложная задача: воспитать детей и молодежь в уважении к традициям, в любви к Родине и при этом не отвергнуть процессы модернизации. Дети – это будущее, им строить и развивать государство. Школа сегодня находится в авангарде воспитательного процесса.
История России, русский язык, литература и обновленный предмет ОБЗР должны нести воспитательный характер с элементами государственной идеологии. Мы должны научиться распознавать наши ценности и уметь их защищать, в том числе и с оружием в руках.
Надо отдать должное сотрудникам ОмПГУ, они подготовились к проведению практических занятий очень хорошо. Лекторы общества «Знание» в беседе с преподавателями раскрыли пути формирующегося идеологического пространства. Например, в числе лекторов была Ольга Петерзон, действующий депутат бундестага города Гамбурга. За активную пророссийскую позицию ее семья, в которой четверо детей, подверглась в Германии гонениям и угрозам расправы. Ольга была вынуждена вывезти семью на историческую Родину в Омскую область. Сама она при этом осталась действующим гамбургским депутатом и готова продолжать борьбу с русофобами.
Военная терминология определяет стратегию как науку побеждать. А тактика – это часть стратегии. Стратегия определяет цель, тактика решает задачи по достижению этой цели. Вопросам тактической подготовки был уделен второй день занятий – восемь часов на полигоне областного ДОСААФ.
Автомат Калашникова остается незаменимым уже более полувека. Преподаватели ОБЗР в ходе занятий работали с АК-74 и АК-12. Вспомнили устройство, элементы огневой подготовки, снаряжали патронами магазин. Теперь дело за малым – обучить всему этому школьников.
Инженерно-саперная подготовка носила сугубо практический характер. Мы разделились повзводно и вышли на берег Птичьей гавани. Под руководством опытных инструкторов изготавливали одиночный окоп для стрельбы лежа и с колена, обнаруживали и обезвреживали учебные мины, учились разжигать костер с минимальным количеством дыма. Освоились быстро, занятия понравились.
Занятия на полигоне стали очень серьезным испытанием. Мы получили оружие и стали отрабатывать навыки перемещения на поле боя. Современная тактика общевойскового боя разительно отличается от тактики советского образца. Наличие у противника БПЛА и ракет различной мощности заставляет исключить любое скопление людей на поле боя. Отрабатываются действия группами по три-пять человек. Быстрота передвижения и точное выполнение команды, бросок гранаты, выстрел, перебежка, переползание, движение фронтальное и боковое. Тяжело в учении – легче в бою. Инструкторы с боевым опытом объясняли доходчиво и требовательно.
Курс военной медицины тоже претерпел изменения. Особое внимание уделяется сейчас самопомощи: остановка кровотечения на поле боя с помощью жгута и турникета может спасти жизнь. Эвакуация пострадавших разделена на три зоны: красную, желтую и зеленую. Тут важен точный алгоритм действий.
Ну и совсем новые занятия – пилотирование БПЛА. Вначале освоили симулятор дронов – виртуальные очки и компьютер, научились пользоваться пультом. А затем реальный дрон с глубиной полета до 5 км, потолком – до 3 км. Занятие захватывающее, напоминающее компьютерную игру, но гораздо сложнее и серьезнее. Летали в спортивном зале, так как для использования таких дронов на местности требуется специальное разрешение. Но эмоций хватило и без того.
Завершились курсы сложным тестирование: нужно было дать ответ на 50 тематических вопросов. А потом был концерт в актовом зале ОмГПУ и торжественное вручение удостоверений о прохождении курсов повышения квалификации.
Уже со следующей недели начинаем в своих школах новый модуль в рамках предмета ОБЗР. Курсы оказались очень даже кстати.
Главное в обучении ребенка – это мотив. Сможем заинтересовать подростка интересной темой, убедим, что предметные навыки ему необходимы, ответим на вопрос, зачем и от кого нужно защищать Родину, – получим совсем скоро гражданина с устойчивой духовно-нравственной парадигмой.
Фото предоставлено В.П. Ведениным