«Титаник». 100 лет трагедии
Зачем селяне приезжают в Омск? Навестить городских родственников, пробежаться по магазинам. Гораздо реже – приобщиться к культурным ценностям губернской столицы: сходить в кино, побывать в театре, насладиться концертом. А Омский музей имени Врубеля уж тем более обделен вниманием селян, хотя в нем в любое время можно открыть для себя что-то необычное, удивительное и вернуться домой обогащенным. Например, сейчас в музее развернута выставка, посвященная истории создания и гибели «Титаника». Уверяю вас, там есть на что посмотреть. К тому же стоимость билетов приятно радует.
«Титаник» в снимках
«Эта выставка, – рассказывает сотрудница музея им. Врубеля Татьяна Медведовская, – по России ездит с 2012 года. Она была создана в Санкт-Петербурге. К столетию события, которому посвящена. Мы долго ее ждали – и вот она у нас. Экспозиция будет открыта до 14 декабря».
Речь идет о выставке «Титаник. 100 лет истории». 77 огромных фотографий и баннеров с текстом, развешанных по стенам цокольного этажа Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля (корпус напротив Драмтеатра), в деталях говорят о знаменитой катастрофе XX века – о гибели «Титаника», самого гигантского судна в свое время. Его длина составляла 260 метров, а ширина – 28.
Пассажирский лайнер ушел на дно морское далеко от наших мест – в северной Атлантике. Но тот трагичный случай в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года до сих пор вызывает интерес у читающей публики, включающей омичей, и споры среди ученых всего мира. Художественный фильм «Титаник» (1997) режиссера Джеймса Кэмерона с любовным сюжетом на фоне трагедии двенадцать лет удерживал рекорд по кассовым сборам.
Прочитавшему десятки статей про «Титаник» кажется, что ты все о нем знаешь: давно сложилось собственное мнение об этом корабле. Но фотографии ломают стереотипы. Снимок огромной трубы, на фоне которой люди выглядят муравьями, впервые для тебя воочию демонстрирует огромные размеры несчастного корабля. Покоритель Атлантики, о котором создатели хвастались, что его не сможет потопить и сам Господь Бог, утонул в первом же рейсе…
В дополнение к фотографиям дается удачная подборка документальных фильмов о корабле и его трагедии. Они поочередно демонстрируются на экране большого монитора. Просмотрев старинные фото о судне времен его постройки и короткого плавания, а также современные снимки корабельных останков на дне морском сплошь в водорослях, хорошо присесть на одну из мягких лавочек перед экраном и отдаться на два-три часа во власть видео. Реконструкция сделана, как принято нынче, с приглашением актеров. Мне документальные фильмы показались гораздо интереснее, чем «Титаник» Кэмерона.
В ночь трагедии
Гибель «Титаника» – сплав гуманности и глупости, синтез храбрости и трусости. До слез трогает сцена, где Исидор и Ида Штраус, супруги-миллионеры, прожившие в браке 40 лет, добровольно остаются на тонущем корабле. В шлюпки, когда корабль начал уходить в воду, садили только женщин и детей из кают первого и второго классов (из кают третьего класса не было прямого выхода на шлюпочную палубу). Ида не пожелала разлучаться с мужем: «Мы вместе многое пережили. Вместе и умрем». Она отправляет служанку, отдает ей пальто (температура воздуха ноль градусов) и устраивается с мужем в кресло на верхней палубе. Чтобы встретить смерть глаза в глаза.
62-летний журналист Уияльям Томас Стед, номинант на Нобелевскую премию мира, до последней минуты помогает рассаживать людей по шлюпкам, утешает паникующих. Его считают самым большим героем среди плывших на злосчастном корабле. Сам он, пожилой человек, лишен возможности выжить в ледяной воде, зато внушает оптимизм молодым мужчинам. Он подробно рассказывает каждому, как тот может спастись: тепло одеться, не пренебрегать спасательным жилетом, взобраться на любую плавающую в воде деревяшку. Журналист не расстается с блокнотом и карандашом, выкраивая секунды для заметок (записи умрут вместе с ним). Температура воды + 0,5 градусов по Цельсию. В такой воде человек живет в среднем 20 минут. Но стресс и советы журналиста делают свое дело – дополнительно будет спасено несколько жизней.
Никто из девяти человек так называемой гарантийной группы – группы из руководителей по проектированию и постройке корабля – не сделал попытки спастись. Они в собственных каютах на дно морское ушли вместе со своим творением. Музыканты судового оркестра будут играть до последней минуты. Их уже никто не слушал: люди рвались к шлюпкам, прыгали за борт, а они продолжали играть. Из более 2200 пассажиров и команды спасутся 712. Среди обслуживающего персонала числом 500 человек в живых останутся только 29. Один из дельцов строительной компании сумел-таки обманом пробраться в шлюпку. Остатки дней он прожил, скрываясь от людей. И всего две шлюпки из двадцати после того, как «Титаник» окончательно скрылся под водой, вернулись в месиво из тонущих и взяли на борт дополнительно несколько человек. Во многих других шлюпках, заполненных лишь на треть, на две трети, не сделали ничего, чтобы помочь умирающим в ледяной воде.
Среди погибших три четверти пассажиров третьего класса, то есть простые рабочие, и обслуживающий судовой персонал.
Почему же он утонул?
Почему лайнер, равному которому по величине и прочности не было во всем мире, потерпел крушение в первом же рейсе? Маршрут из Европы в Америку по водам северной Атлантики не считался опасным. До того его в общей сложности корабли разных конструкций проходили 32 тысячи раз, и только однажды корабль не разошелся с айсбергом. Считается, что к трагичному исходу привело совпадение нескольких, на первый взгляд, мелких обстоятельств.
Самое мелкое и самое трагичное обстоятельство заключается в ключах от сейфа. Капитан Эдвард Джон Смит, получивший под свое начало «Титаник», прежде командовал «Олимпиком», кораблем, лишь немного уступающим в размерах «Титанику». С собой он привел старпома из прежней команды. На новом корабле офицеры пошли вниз по должностям. Одному из них пришлось согласиться на списание на берег. Специально или нет, он не сдал ключи от служебного сейфа, а в нем хранились бинокли. Их хватились, когда корабль находился в открытом море, и не нашли. Впередсмотрящий видит ночью на три мили, если у него есть бинокль. Но биноклей впередсмотрящим не выдали.
Безлунная ночь сыграла свою роль. Айсберг, который плыл навстречу судну, недавно совершил кульбит, то есть перевернулся. Над водой поднялась темная донная часть. Поэтому айсберг был замечен всего за 600 метров от корабля. Это как раз инерционный путь судна. Старпом, стоявший на вахте, все сделал правильно: «Лево на борт», «стоп машина, «полный назад», «право на борт». Такой маневр позволял обогнуть айсберг. И он почти удался. Корабль пошел впритирку к ледяной глыбе. Листы обшивки выдерживали соприкосновение со льдом. Не выдержали заклепки, на которых держались листы. Заклепки были изготовлены из углеродистого железа, то есть с микропорами внутри, возникающими при плавке. Они начали рваться. Старпом успел опустить водонепроницаемые переборки. Но раны корабля оказались слишком велики. За секунду в его чрево поступало по пять тонн воды…
Виктор ГОНОШИЛОВ, фото автора