Морковь- спасительница
Первыми начали уборку нового урожая – ранней моркови – в КФХ Павла Андрейцева. Каждый день из-под Нижней Битии забирают более 10 тонн моркови. Это, считай, первые овощи открытого грунта, выращенные в Омской области. На уборке работают более 60 человек: саргатчане, калачевцы, увалобитиинцы, нижнеиртышцы.
С одного края поля вереницей столбиков растянулись мешки. Хотя это только начало очередного уборочного дня. И уборка ведется выборочно – выдергивают самую зрелую. Прямо с края – низинка, в ней стоит вода, и морковь, судя по реденьким косам, здесь вымокла. И такая низинка не одна…
– Почва переувлажнена, – поясняет Полина Ковалева, молодой агроном-овощевод, – много корнеплодов попадается уже прелых. Ведь в некоторых местах вода не уходит с середины июля, и это на песчаных-то почвах. Вот тебе и край рискованного земледелия – с засухой и суховеями. Всходы же нынче не столь дружные, как в прошлом году. А во многих омских овощеводческих хозяйствах морковные поля вообще запахали: нет смысла возделывать пустую землю. Так что у нас нынче нет конкурентов. Что за семена используем? В основном французской, голландской селекции. Но и импортный семенной материал подкачал.
В прошлом году часть моркови в КФХ Андрейцева ушла под снег. Логично было бы учесть этот горький опыт и сбавить посевную площадь. Но в хозяйстве решили объемы не уменьшать и даже чуть увеличили: морковью занято 50 гектаров. Потому что для массовой уборки приобрели специальный комбайн.
Пока она не началась, расчет за работу – по часовой ставке, 70 рублей за час. Потом зарплата будет зависеть от выполненной нормы. Выдержать целый день под палящим солнцем, ветрами в непрерывном движении не каждый способен. Слабаки – день работающие, два гуляющие – тут не задерживаются.
– Здесь никого не приходится подгонять, хотя труд этот не сахар, – говорит бригадир нижнеиртышцев Светлана Федоровна Бауэр. – Среди 30 моих земляков есть и школьники, и студенты, и пенсионеры: в Нижнем Иртыше работы нет, и для нас это хорошая возможность пополнить семейный бюджет. У КФХ безупречная репутация: с зарплатой здесь не кинут, руководители с уважением относятся к работникам. Поэтому по первому зову мы вышли в поле.
Для многих этот уборочный сезон в хозяйстве не первый.
– Я зарабатываю себе на телефон, – говорит Алина Григорьева, работающая рука об руку с мамой Людмилой Алексеевной.
– А я – на скутер, – юный Артур Хачаян претворяет на поле свою мечту в жизнь.
У большинства планы более земные. Например, у Елены Владимировны Уразиной три года назад сгорел дом. На покупку другого жилья денег наскребли, теперь его ремонтировать надобно. И младшего, Андрея, к школе одеть-обуть. Средний сын Никита – тоже на моркови. Здесь трудится и жена ее старшего сына, Максима, из Евгащино: там тоже нет работы.
Получается, для многих эта морковь – спасение от полного безденежья. А потом будет картофель, свекла, редька, капуста.
Олег Шипицын, фото автора
На снимке: Людмила и Алина Григорьевы, Алексей Блохин и Артур Хачаян.