Омск и окрестности за три века
В этом году мы празднуем трехвековой юбилей областного центра. Наша газета продолжает публикацию статей, посвященных этому важному событию. В очередном материале из истории Омска известный краевед М.И. Саньков рассказывает не только о рождении города, но и как заселялись окружающие его земли, в том числе и современного Саргатского района.
По приказу царя Петра Первого летом 1715 года отряд под командой подполковника И.Д. Бухгольца выступил из Тобольска вверх по Иртышу, чтоб присоединить к России земли, богатые золотом. В Таре пополнили запасы продовольствия и вооружения, увеличили людской состав почти до трёх тысяч. Дальше, т.е. южнее, начинались земли, не заселённые русскими. Грузы и часть людей плыли на судах, конные шли берегом мимо устья речки Саргатки, Битиинского увала, Верблюжьей гривы… Ни одного русского поселения не было тогда на территории, занимаемой ныне Саргатским районом. Места эти считались неспокойными. Спасаясь от набегов джунгаров (калмыков), ушли под защиту тарского гарнизона жившие здесь веками сибирские татары, оставив память о себе в названиях рек и озёр, сохранившихся до наших дней.
Как известно, поход Бухгольца был неудачным. В северном Казахстане отряду пришлось зимовать в наскоро построенной крепости, осаждённой джунгарами. В боях и от повальных болезней большая часть людей погибла. После вскрытия Иртыша оставшиеся на судах сплавились до устья реки Оми и заложили на её левом берегу, там где сейчас городской Совет, Музыкальный театр, памятник Ленину, Омскую крепость, вошедшую в Тарское воеводство. Было лето 1716 года. Связь между двумя центрами поддерживалась по Иртышу и дороге, проложенной по его правому (высокому) берегу. Здесь же возникли первые деревни: Красноярка, Луговая, Кулачкова. Чернолуцкая слобода появилась раньше и названа так, потому что стоит в излучине Иртыша, поросшей чёрным (хвойным) лесом.
Первый православный храм во имя Преподобного Сергия Радонежского открыт в Омской крепости в 1717 году, второй стала церковь Воздвижение Креста Господня в Чернолуцкой слободе (1719 г.). /см. С.В. Голубцов. История Омской епархии/. Других церквей в окрестностях не было.
Правый берег заселялся, его называли «Жилая сторона», левый берег, «Степная сторона», был опасен для русских – в любое время могли напасть кочевники (смотри карту нач. 18-го века).
Крестьянам из деревень Кулачье, Красноярка, Серебряное запрещалось в одиночку и без охраны переправляться на левобережье косить сено.
Так продолжалось до 40-х годов, пока не построили вдоль западного берега Иртыша цепочку форпостов: Инберенский, Кушайлинский, Бетеинский, Верблюженский, Воровской. После их упразднения форпосты стали сёлами и деревнями. Интересная подробность. Крестьяне Воровской, названной так потому, что когда-то здесь конокрады и разбойники из степи проникали в русские пределы, на сходе решили переименовать селение, сейчас оно называется Любино-Малороссы.
В 50-е гг. 18-го века граница России прошла по речке Камышловке (сейчас она в пределах Омского, Марьяновского, Москаленского, Исилькульского районов). Вдоль неё построили цепочку крепостей и редутов, оградивших междуречье Ишима – Иртыша от набегов из степи, и безлюдные территории стали быстро заселяться. Этому способствовала прокладка южной ветки Великого Сибирского пути через Крутинку, Тюкалинскую, Баженово, Пос. Саргатку и дальше на восток.
Через три десятилетия после основания Омской крепости многое изменилось. В пустынном прежде краю население увеличилось, и посельщики всё прибывали. «Сбором подушных денег» с крестьян ведала омская канцелярия, к ней были причислены слободы Чернолуцкая и Тюкалинская с прилегающими деревнями, но омская канцелярия по-прежнему подчинялась тарской воеводской канцелярии.
В 1782 году очередная реформа управления. Омская крепость преобразована в город. Омск, наряду с Тарой, стал центром одноимённого уезда в огромной Тобольской губернии. В 1784 г. «уездным землемером прапорщиком Трусовым сочинена карта Омского уезда», в которую внесены «все большие и малые селения». Границы волостей начертаны по линейке. В Баженовской волости показаны деревни Бол. и Мал. Шипицина и за озером Интенис заимка Сумленинова. В Бетеинской волости – деревни Истошна, Верблюжья, Аксёнова. В Крупянской волости значились деревни Старая Саргатка (Сибсаргатка), Посельская Саргатка (сейчас райцентр), Кушайлы и территория на правобережье. В Карасукской волости показаны деревни Хохлова, Черноозеерье.
Итак, на территории, занимаемой ныне Саргатским районом, на карте, составленной в конце 18 века, показаны два села: Баженово и Ув. Бития, 10 деревень и одна заимка. Село – «крупное крестьянское поселение с церковью» (БРЭ), этим оно отличалось от деревень, где обычно были лишь часовни. Пусть читателя не смущает то, что даже в этом небольшом тексте селения названы по- разному, за прошедшие века названия не раз претерпевали изменения.
Рассматривая карту, составленную Трусовым, мы видим, что истоки речки Саргатки брали начало из озёр Интенис , Тобол-Кушлы, Песчаное. Видим, что нить Сибирского тракта от Баженово тянулась через Аксёново в Поссаргатку, от которой одна дорога шла на Тару, а тракт поворачивал на Кушайлы, где была паромная переправа через Иртыш. От Крупянки тракт шёл дальше на восток. Позднее эта ветка стала называться зимний Сибирский или коммерческий (купеческий) тракт, по которому зимой беспрерывным потоком в обе стороны двигались подводы с чаем и другими товарами, мчались на перекладных служилые люди и простые пассажиры. Летом брели под конвоем ссыльные и каторжники, для ночёвок которых были построены на тракте этапы. В Баженово этап находился у трактира Бакалдиных, на улице Черногоровке (Гагарина).
Михаил САНЬКОВ
Класс!!!! Вот молодцы!!!!!!а крупнее карта Трусова есть?