Очарованные поэзией
В Увалобитиинской школе организовали встречу с поэтом Василием Трифоновым, родом из д. Аксеново. Своего поэта увалобитиинцы ставят в один ряд с Сергеем Есениным.
Фоторепортаж Олега ШИПИЦЫНА
В одну из февральских суббот в Увалобитиинской средней школе прошла трогательная встреча с Василием Дмитриевичем Трифоновым, уроженцем деревни Аксеново, много лет возглавляющим макетную мастерскую проектного института «Омскгражданпроект», а на досуге добротно владеющим поэтическими пером и словом. И это последнее его качество и послужило катализатором интереса земляков.
Дело было так. Несколько месяцев назад он передал родственникам в село несколько томиков своих стихов, что стало достоянием учительского коллектива. И возникла идея пригласить талантливого земляка в школу на поэтический урок. Василий Дмитриевич, как он сам про себя говорит, человек непубличный, и очень переживающий на публике, отнекивался от приглашения. Но уж больно Лариса Анатольевана Ильина, учитель химии и биологии, по телефону настаивала – не отвертеться. Сдался поэт. И вот он в селе, где учился в 60-е годы.
Класс, стилизованный под горницу. На полу плетеные косичкой половички, самовар на столе. Родственники, знакомые, учителя, ребята. Гость, действительно, очень волнуется. И как не разволноваться, когда на простеньком стенде, убранном старинным рушником, красуется твой портрет, твои цитаты. И сборники стихов, изданные в разные годы. «Асфальтовые облака», «Земные вериги», «Золотая розга». А к четвертой книге «Об одной деревне» причастен еще один саргатский автор – Евгений Мартынов, родившийся в Сибсаргатке, а ныне проживающий в Красноярском крае. Поэтому на выставочном стенде есть место и для его биографии с библиографией. Между прочим, у Василия Дмитриевича есть еще и пятая книга, так и не ставшая достоянием общественности, ибо посвящена она любимой супруге…
… Увалобитиинцы пришли не просто слушать – подготовили целую литературно-художественную композицию. Василий Дмитриевич чуть не потерял дар речи, когда проектор высветил на полотне параллельно два портрета – его и есенинский. (Потом поэт заметит по этому поводу: «Сергей Есенин – один из моих любимых поэтов, но такой чести, чтобы стоять рядом, я не заслужил».) Учащиеся наизусть читали его стихи. Трогательно, взволнованно. Как классика. Оно и понятно: в его поэтическом опыте такие искренние и понятные всем чувства: любовь к малой родине, к деревне, сочувствие к судьбе селян, России…
В 1970 году он окончил Нижнеиртышскую школу. Дальше познавал жизнь не по учебникам. Работал помощником комбайнера, пастушил, заведовал клубом. Потом учился в омском строительном техникуме. И уже собирался по распределению на Камчатку, но, увидев макеты архитектурных сооружений (перед тем как строить здание, обязательно изготовляют его уменьшенную копию – макет), понял, что это станет делом его жизни. Здесь, в Омске. Так и случилось.
Юрий Николаевич Булатов, однокашник Василия по старшим классам Нижнеиртышской школы, недоумевает, вспоминая далекую юность: «Вася ничем таким в классе не выделялся, был самым тихим, незаметным. Откуда что взялось?..» Но в этом тихом омуте зрело желание излить будоражившие его чувства в стихотворной форме. Это не желание породниться с шумной славой – а потребность выразить пережитое, прочувствованное, излить наболевшее, то, что бередит душу…
– Учился я средненько, – признается Василий Дмитриевич, обращаясь к отроческим школьным годам, – и только вот Юлия Борисовна, увалобитиинская учительница русского языка и литературы, оценивала мои старания на четверки-пятерки, словно чуяла во мне что-то. Но только два года было такого счастья. Потом она уехала… Я не знаю, как рождаются стихи – вдруг, словно озарение, приходит мысль, образ… Как будто сверху диктуют тебе… Это может быть только одно четверостишье или вообще одна строка. Нужно записать ее каким-либо стихотворным размером. В следующий раз, возможно, придет продолжение. Но чтобы родилось стихотворение, надо быть готовым к этой работе духовно, нравственно, надо выстрадать его. Вбирать в себя все увиденное и услышанное, размышлять, сострадать.
Встреча не была монологом поэта с наиболее дорогими, берущими за душу стихотворениями. И Вика Лиморенко, учащаяся 10 класса, читала свои поэтические сочинения. И Светлана Александрована Обрывалина, зам. директора школы по воспитательной работе. Были и те, кто не решился доверить свои сокровенные мысли. Для того, чтобы облегчить процесс стихосложения начинающим поэтам, Василий Дмитриевич раздавал что-то вроде методичек: про стихотворные размеры, про средства языковой выразительности. Может, это наивно – в наш век главенства информации и цифровых технологий предлагать поэтические подсказки?.. Однако эти «непрагматичные листочки» разошлись на удивление быстро. Василий Дмитриевич с удовольствием раздаривал и подписывал томики стихов, привезенные с собой. Образовалась очередь. Потом все вместе фотографировались.
Встреча затянулась. Поэта «захватила в плен» Галина Ивановна Меньшикова, учитель начальных классов, и повела в школьный музей, расположенный в интернате. И здесь Сережа Чернаков и Настя Красовская провели для него экскурсию, рассказывая об истории села, об истории школы. С интересом он рассматривал старые пожелтевшие фотографии, предметы быта, которые во время его детства были обыденностью. Достал фотоаппарат и начал снимать. Потом по русскому обычаю гостя попотчевали на дорожку. Застолье было в меру скромное, в меру обильное. Василий Дмитриевич был очень растроган таким радушным приемом, таким вниманием. Наверное, эта душевная теплота, что пролилась на поэта, подвигнет его на новые поэтические строки. И эта теплота была взаимной…
Олег ШИПИЦЫН, фото автора
Коровьи слезы
Корове – Ночке, кормилице конца 50-х годов, посвящается
Помню, к нам в белых шубах, в унтах,
(Время дани, оброка, полона?)
Заявились с отцом, при кнутах, –
Полномочные дяди района.
В хлев зашли, на пустой сеновал,
Живность скудную пересчитали,
Как свою: будто хорь побывал, –
Куры долго на прясла взлетали…
Не взглянули на детскую рать,
Проводя свою скотскую сверку,
Но сказали: – Корову убрать! –
Есть у них указание с «верху».
А на завтра отец, глядя в пол,
Заявил, самогоном отмечен,
Ножик длинный положив на стол:
– Один черт, нам кормить ее нечем…
А под утро, по форме двора,
Снега выткалась белая скатерть.
Печка топится, с Богом, пора:
Резать живность – особая паперть!
Горлом хлынула алая кровь,
И рассыпалась красною вишней.
«Вот и эта кормилица вновь
Оказалась в семье нашей лишней»…
На секунду сморил ее тлен;
(Век такого не видела жала),
Соскочила корова с колен
И за помощью к нам побежала:
«Или плохо нам вместе жилось,
Или я вам не верно служила?!» –
Обнажилась гортанная кость,
И какая-то желтая жила…
Мы стояли гурьбой у стены.
– Марш домой! – папки сдвинулись брови…
Только тут он заметил, как мы,
Как глотали мы слезы коровьи.
Батя был волевой человек,
(Мать нас тут же схватила в охапку),
Руки красные вытер о снег
И пошел подбирать свою шапку.
Долго кровь из гортани лилась…
Был загашник терпенья, да вышел:
– Да в гробу я видал эту власть!!!
– Тише, Митя, соседи услышат.
Продадим, справим дочке пальто, –
Мать не знала правителей выверт:
Мясо сдать надлежало в Сельпо,
А себе лишь копыта да ливер…