С какого месяца и числа пошла земля омская
Под самый закат 2015 года в Омске произошло событие, вызвавшее ажиотаж среди краеведов области, хотя большинством жителей нашего региона оно вряд ли было замечено.
22 декабря в областной научной библиотеке имени А. С. Пушкина состоялась презентация интереснейшего по исполнению произведения – подарочного комплекта «Омское Прииртышье и город Омск на картах, планах и чертежах XVI – начала XX века».
В комплект входят календарь на 2016-2017 годы и объемистый фолиант. Комплект к 300-летию Омска издан, как указано в выходных данных, Общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» при финансовой поддержке правительства Омской области.
Подобных произведений, где глубина раскрытия сложной темы – анализ старинных карт и чертежей – сочеталась бы с легкостью изложения, среди изданий по истории Сибири очень мало. «Омское Прииртышье и город Омск на картах, планах и чертежах XVI – начала XX века» как раз из этого меньшинства. Любой житель нашей области, будь то ученый или рядовой читатель, далекий от профессионального знания исторических хитросплетений, без особых усилий и с большой пользой для себя прочтет входящую в комплект книгу.
Из названия произведения – «Омское Прииртышье и город Омск на картах, планах и чертежах XVI – начала XX века» – ясно, что представленная в нем информация, охватывает примерно четыре века из прошлого наших мест. Но автора этих строк, в силу личного пристрастия, интересуют исторические данные в более узком временном диапазоне: 1710-1720 годы. Годы, связанные с основанием областного центра.
Поэтому самой главной сенсацией издания, на мой взгляд, является указание точной даты высадки отряда основателя Омска подполковника Бухольца на берег Иртыша в районе устья Оми. Теперь мы точно знаем число и месяц, от которых берет начало наша местная история.
Здесь необходимо кратенько напомнить, почему та высадка случилась. В 1715 году по указу Петра I три полка солдат под командованием подполковника Ивана Бухольца отправились на поиски золотого песка в окрестностях города Еркет (нынешний китайский город Яркенд). Экспедиция двигалась от Тобольска на юг, вверх по Иртышу. На зимовку солдаты стали лагерем на иртышском берегу неподалеку от соленого Ямышевского озера (сейчас казахстанское озеро Калатуз). В феврале 1716 года лагерь в плотную осаду взяли воины степного Джунгарского ханства. У отряда возникли трудности с продовольствием, так как посланный из Тобольска караван с припасами захватили те же джунгары. Ослабленные солдаты страдали от цинги и заразных болезней, умирали.
Весной 1716 года командование экспедиционного корпуса приняло решение отступить. Погрузившись на дощаники, большие речные корабли, русские военные отправились вниз по Иртышу, в сторону Тары. Но до Тары не дошли, остановились у устья Оми. Дата, когда они приплыли к местам, где сейчас стоит Омск, до сих пор оставалась неизвестной. В научный оборот не поступали документы, где она была бы приведена. Теперь мы из письма губернатора Сибири Матвея Гагарина (1659-1721) знаем, что Бухольц вместе со своим отрядом высадился на правом берегу Иртыша (примерно там, где теперь расположен Речной вокзал) 10 или 21 июня, если считать по новому стилю, 1716 года. А прежде в статьях и монографиях, посвященных Омску, в качестве даты основания города указывалось 4-5 мая 1716 года.
Вторая сенсация связана с длительностью плавания русского отряда от Ямышевского озера до Омки. Тема когда-то была настолько дискуссионной, что газета «Омская правда» в 2009 году для разрешения споров специально отправляла в поход своего журналиста. Ряд краеведов, исходя из теоретических расчетов с данными о скорости иртышского течения, утверждал, что на преодоление водного пути от Ямышевского озера до Оми Бухольцу потребовалось не более семи-восьми дней. Сейчас нам, благодаря сведениям из первоисточников XVIII века, известно, что дорога у Бухольца и его отряда заняла 44 дня.
Еще к одному сенсационному открытию, которое состоялось благодаря выпуску комплекта «Омское Прииртышье и город Омск на картах, планах и чертежах XVI – начала XX века», мы можем отнести опубликование точного числа русских воинов, которые спаслись от неминуемой гибели, покинув осаждённый лагерь. Из 2795 солдат в живых, согласно старинным документам, осталось 1600. А раньше, по мнению историков, количество выживших насчитывало всего 700 человек. Последнее число позволяло говорить о Бухольце как неважном командире. И даже то, что он потом, после основания Омской крепости, еще 24 года служил верой и правдой своему Отечеству, снисхождения к нему не вызывало.
Прожил Иван Дмитриевич, по разным оценкам, от 68 до 70 лет. До последних месяцев жизни оставался на военной службе. И не в Москве или Санкт-Петербурге, а на дальних холодных окраинах Российской империи. Он был одним из самых достойных людей своего времени. На его репутации имелось всего одно темное пятно: большие потери в сибирском походе. Теперь мы знаем, что потери были завышены, как минимум, в два раза.
Виктор ГОНОШИЛОВ, фото автора