Трудно вспоминать. Но нужно
Есть в истории нашего Отечества страницы, за которые стыдно, и вспоминать об этом не хочется. Одна из таких страниц – сталинские репрессии ни в чем не повинных людей. Нелегко забыть порушенный мир, исковерканные судьбы, безвременно ушедших из жизни людей. В Саргатском районе жертвами сталинских репрессий стали 295 человек.
Одна из них – Екатерина Валентиновна Вайс. Екатерина Валентиновна вспоминает, как они жили в 30-е годы, собственно, как и все в деревне Семеновка Волгоградской области, какой дружной и трудолюбивой была их многодетная семья. Не без слез вспоминает она своих родителей – Кондрата и Варвару Герлейн – простых сельских тружеников… И вот страшное время репрессий перечеркнуло судьбы многих людей. За ними приходили. Стариков, детей, мужчин и женщин, не давая им возможности собраться, сгоняли, как скот, сажали в телеги, везли в порт и сгружали в баржи.
– Я тогда маленькая была – шесть лет всего, – рассказывает Е.В. Вайс, – но все помню, а перед глазами встают страшные картины тех дней: смешались люди, животные, дрожь пробирает от воя мычащих коров, блеющих овец, лающих собак… Жутко было тем, кто плыл в неизвестность. Но надо было как-то существовать, и обреченный народ покорно ждал своей участи. Сначала их привезли в Омск, затем – в Баженово. Разместили по домам – и выживай, как хочешь. Все, что репрессированные смогли привезти с собой, обменивали на продукты, нанимались копать огороды, заготавливали дрова в деляне… И все это за ведро картошки или бидон простокваши. Приходилось и милостыню просить. От недоедания и недосыпания темнело в глазах, трудно было передвигаться. Но кого это тогда волновало? Потом стали давать землю, на которой можно было хоть что-то вырастить. Выделяли паек – 200 граммов хлеба…
Однако страшнее всех этих невзгод, особенно для детей, были людское презрение и ненависть. «Мы для них были фашистами, – говорит Екатерина Валентиновна, – кому объяснишь, что ты ни в чем не виноват? Но силы и терпение человеческие, оказывается, безграничны. Несмотря ни на что, выжили, а после дождались реабилитации. Трудно об этом вспоминать… Но нужно. Нужно для того, чтобы этот кошмар в нашей истории не повторился никогда!»
К.М. БАЗАРБАЕВА, социолог организационно-методического отдела КЦСОН «Бережок»