Время перемен
На всей территории нашей страны, в том числе в Омской области, идет реформа, которая, по всей видимости, станет определяющей в работе системы образования на ближайшие пять лет. Основополагающая образовательной реформы – национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», выдвинутая Президентом РФ Д.А. Медведевым. На педагогическом совете 24 августа учительство Саргатского района обсуждало первые шаги реформы.
По новым стандартам
С 1 сентября этого года Омская область в числе первых российских регионов начинает внедрение федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе. Этому на совещании учителей было посвящено выступление начальника районного Управления образования В.В. Хохлова.
– Федеральный государственный стандарт введен в действие с 1января 2010 года, – отмечает В.В. Хохлов. – Учреждения начального общего образования в обязательном порядке переходят на новый стандарт с 1 сентября 2011 года. Но законодательство предусматривает возможность перехода на ФГОС уже с этого года. В нашем районе пока два учебных заведения – Увалобитиинская средняя школа и Саргатский лицей – станут пилотными в этом процессе. Новый образовательный стандарт будет вводиться в этих школах с первого класса. И успех его реализации будет зависеть в первую очередь от готовности к этому учителей. Мы, конечно же, будем им в этом помогать. Уже сейчас оказываем педагогам методическую помощь, организовываем переобучение в Институте развития образования в Омске, проводим районные семинары и практикумы.
– Когда мы собрали будущих первоклассников на предшкольную подготовку, то, прежде всего, выяснили, смогут ли они адаптироваться к новым условиям при введении нового образовательного стандарта, – поясняет учитель начальных классов Е.И. Лопарева. – Это стало известно сразу после занятий с детьми математикой, письмом, чтением. Оказалось, что все дети (в первый класс в лицее в этом году идут 53 ребенка) смогут работать по новым развивающим программам «Школа 21 века» и «Школа 2100», которые соответствуют новому образовательному стандарту. Новое здесь то, что ребята за свои успехи в учебе будут получать баллы – от нуля до двух – за обязательные задания и дополнительные. Если ребенок не наберет баллов – значит, у него слабая успеваемость, и родителям стоит серьезно над этим задуматься. И главное – с 1 класса мы будем побуждать детей к экспериментированию, исследованию, самостоятельному добыванию знаний из разных информационных источников. Ребятам будет предоставлена возможность больше заниматься дополнительно в группах продленного дня. На внеурочную работу предусмотрено до 10 часов в неделю. Сегодня мы как раз разрабатываем программу внеурочной деятельности в кружках и секциях. Будем учитывать подход к каждому ребенку и сами выстроим для каждого свой образовательный маршрут…
Растим личность
Чтобы детям было легче приспосабливаться к новым школьным условиям, их нужно к этому готовить еще в детском саду. Поэтому процесс реформирования всей системы образования предъявляет серьезные требования к дошкольным учреждениям. Детские сады сегодня вправе выбирать авторские программы, отвечающие всем современным требованиям обучения и воспитания. В Саргатских детских садах № 3 и № 4 педагоги и воспитатели уже шестой год работают по развивающей авторской программе «Детство», созданной санкт-петербургскими педагогами.
– Работая по другим программам, мы пришли к выводу, что те не развивают детское воображение, не побуждают дошкольников к самостоятельному мышлению, а лишь вынуждают механически запоминать то, что предлагает педагог, – говорит воспитатель детсада № 3 Е.В. Мельникова. – Мы считаем, что обучение должно быть проблемным, должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы.
– И раньше в садиках формировали у ребят гуманистическое отношение к природе и окружающему миру, давали первые представления о социальных нормах поведения, взаимоотношениях людей, – отмечает старший воспитатель детсада № 4 В.И. Лопарева. – Но это преподносилось не так ярко, живо и интересно, воспитание строилось на максимальном ускорении развития ребенка, форсировании сроков и темпа перевода его на «рельсы» школьного возраста. Сегодня, благодаря программе «Детство», ребятишкам создаются более комфортные условия, в которых они могут полностью раскрыть свои возможности.
Ищем и поддерживаем
«Одновременно с внедрением новых стандартов общего образования в школах должна выстраиваться разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности», – говорится в новой образовательной стратегии. В Саргатском районе в каждой школе есть свои юные таланты.
– Выявление одаренных детей мы начинаем с начальных классов, – делится опытом директор Хохловской средней школы О.Г. Медведева, – с помощью тестирования, наблюдения за детьми, сравнения результатов их деятельности. Мы смотрим, на что ребенок способен, а затем вовлекаем его в общий творческий процесс. В этом нам помогают коллективные творческие дела: массовые школьные праздники, мини-спектакли и тематические вечера во время проведения предметных недель. Наши ребята активно участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах сочинений и рисунков, выходят на районный и областной уровень. Нам пока не хватает психологической службы, которая могла бы квалифицированно проводить всестороннее изучение способностей учащихся, да и материально-техническая база для занятий с детьми живописью, музыкой нуждается в обновлении…
Образование – это та сфера жизнедеятельности, которая затрагивает интересы практически каждого. Но воплощать в жизнь принципы «Новой школы», трудиться над достижением результатов в развитии и совершенствовании образования, выводить его на новый качественный уровень предстоит педагогам и воспитателям.
Евгения Храмова