Без воды
… в отчаянии пребывают жители улиц 1-я и 2-я Юбилейная из села Верблюжье. Воды в домах нет с февраля. Уже полгода. Такое положение вещей здесь называют беспределом. Обещают писать губернатору.
– Сколько можно терпеть! – бросает в телефонную трубку Валентина Владимировна Артеменко. – Зимой замерзло, летом оттаяло, а сейчас бьют фонтаны из земли. Порывы не устраняют. Беспредел…
Такое безводье здесь не в диковинку. В начале прошлого лета жители этих улиц на сходе решили было прибегнуть к крайним мерам: перекрыть трассу Омск-Тара. Пусть противозаконно, зато действенно. Обошлись без крайних мер. Проблему с водоснабжением тогда почти сразу решили. Сейчас воз снова вернулся на свое место…
Теоретически – проблем у верблюженцев с водой быть не должно. Она под ногами: берут из скважины. Вот, например, соседний Нижний Иртыш пьет саргатскую водицу. Отсюда и тариф такой высокий – пятьдесят рублей за куб. По Верблюжью долгожданная влага должна растекаться по трубам из двух водонапорных башен – старой и новой. На момент нашего приезда обе не работали. Как заверил глава поселения Сергей Геннадьевич Юшкевич, явление это временное.
Практически же, все не так просто: на одной башне сломался двигатель. А без него вода, как ручеек, самотеком еле течет по трубам. Те дома, что поближе, могут водой не только себя насытить, но и животинку напоить, огород полить. А кто на высоком месте живет – о счастье таком только мечтает.
На другой башне – замок. Отсекли подачу воды задвижками из-за многочисленных порывов на трассе. На 2-й Юбилейной их было больше всего. Можно, конечно, прямо возле скважины брать, но не таскать же ее оттуда ведрами до самого дома. Не у каждого есть машина, трактор.
Без воды жизнь не мыслима.
– У меня три коровы, телята, птицы сто голов. Их нужно напоить. Вся вода из колонки. Попробуй, потаскай ее, – рассказывает Светлана Павловна Шнайдер со 2-й Юбилейной. – У нас здесь редко у кого спина, руки и ноги не болят.
– В этом году почти весь огород засадила картошкой, совсем немного моркови, лучка, зелени, – сетует Людмила Казанцева. – А что и взошло, то на корню засохло…
Выкручиваются бедные селяне, как могут: нанимают частников, копают колодцы, бегают за водителем водовозки, доставляющим питье на ферму местным буренкам в надежде, чтобы сцедил чуток водицы. А тот уже эти улицы за три версты объезжает. Бурят скважины. Приглашают из города специалистов. Но стоит это недешево – семьдесят тысяч. Не всем по карману. Вода из них приятна на вкус, осадка почти нет, и чайники не обрастают накипью.
– А сейчас коммунальщики предлагают нам за свои деньги новую полиэтиленовую трубу по улице тянуть, – возмущается житель 2-й Юбилейной Валентин Евлампиевич Ферулев, депутат. – Разве мы должны за это платить? Ведь в себестоимости воды уже есть затраты на ремонт, электроэнергию. Ездили на днях в Нижний Иртыш, труба полиэтиленовая на складе лежит, а нас одними обещаниями кормят. Мы платим регулярно.
К слову, собираемость за «дефицитный товар» в поселении – самая высокая в районе, порядка 96 процентов. Однако люди возмущены: воду питьевой трудно назвать. На вкус она солоноватая, жесткая, в ней много железа и аммиака.
Положение усугубляется еще и тем, что коммунальная служба не может приступить к ремонту на Юбилейных без разрешения газовой службы. Над водопроводом проложен газ. Даже если начать копать вручную – прорубить трубу можно в два счета. В таком случае коммунальщики заплатят большой штраф, а жители останутся не только без воды, но и без газа. Не понимаю, почему не договорились сразу – в Верблюжье есть специалист, работающий от саргатского газового участка. До этого разрешения не требовалось, латали дыры на свой страх и риск, а сейчас вдруг оно понадобилось.
люди страдают не год, и не два – напряженка с водой здесь уже десяток лет. И надо ее как-то решать. Может, стоит создать свою коммунальную службу? Местное самоуправление на то и существует. Найти какого-нибудь крепкого, с техникой частника, на собранные с той же воды деньги обзаводиться своей. И рабочие места появятся, а там, глядишь, и проблем с водой будет меньше.
А под лежачий камень, как известно, вода не течет…
Наталья ЛОПАРЕВА