Праздник печали, скорби и радости
Давно отгремели залпы войны, но не забыть тех дней и ночей ныне живущим фронтовикам. Когда от фашистских снарядов дрожала, корчилась земля, унося с собой жизни ни в чем не повинных солдат. И хочется пожелать всем ныне живущим фронтовикам здоровья и вечной славы, а кого приняла земля – вечной памяти. Пусть земля им будет пухом. Они защищали землю, теперь пусть земля защищает их. А что сказали бы они, если б могли говорить? Наверное, сказали бы так: «Мы недожили – жить вам, мы недостроили – строить вам, мы недолюбили – любить вам. Любите своих близких, родных и друзей, любите свою родину и защищайте ее рубежи».
Фронт от нас был далеко. Мы находились в глубоком тылу. Но черная полоса войны коснулась и нас. Я тогда работала учительницей в Галицино. В 1942-1943 годах в сентябре школы не занимались – все работали на полях колхоза. Дети с 1 по 4 классы дергали лен, вязали его в снопики и составляли в суслоны, сгребали скошенный горох, крутили из осоки вязки, которыми женщины связывали снопы пшеницы. А учителя заготавливали дрова для школы, а ночью работали на обмолоте убранного с полей хлеба. Молодые женщины на быках отвозили хлеб в Заготзерно за 70 км.
Учебный год начинался с 1 октября. Писали на старых журналах, газетах. Вместо чернил – свекольный сок да сажа, которую трудно было развести. А какие знания у ребят были крепкие! Дети словно повзрослели, были серьезными, требовательными к себе и к другим. На фронт провожали всем селом, похоронки встречали тоже всем селом. Поплачут все – и на работу, с раннего утра до позднего вечера. Возвращаясь с работы, кто-нибудь затянет песню, другие подхватят и заплачут. Пели и плакали, плакали и пели… Одна женщина никогда не плакала, ее спросили – почему. Она ответила, что не знает, о ком плакать: у нее на фронте четверо. Видно, ее материнское сердце окаменело от горя. И дождалась она после войны только одного сына, и то без руки… В зимнее время надо было привозить из леса дрова. Поедет женщина одна на быках в лес и привезет 3-4 тоненьких деревца, потому что топор не рубит, отскакивает от замерзшего дерева. И не узнать, что у нее застыло на лице: пот или слезы…
Трудно было, очень трудно. И холод, и голод – все пережили. Не дай Бог еще вынести кому эту годину. Пусть будет вечный мир на всей земле!
В.А. МАГНУШЕВСКАЯ, с. Щербаки