Светозаров – от слова «Свет»
16 мая 2020 года ушел из жизни замечательный человек, наш земляк Игорь Викторович Светозаров из с. Андреевка. Талантливый художник, мастер декоративно-прикладного искусства.
Земная жизнь не вечна, с этим пора бы уже примириться, но когда уходит близкий тебе по духу человек, мириться не получается. Будто умирает какая-то часть самого тебя… Вот такое стойкое ощущение после известия о кончине Игоря Викторовича Светозарова, которого природа наградила и звучной фамилией, и живописным талантом, и даром притягивать к себе людей. Его интересно было слушать. Потому что художник – всегда философ, выражающий свое отношение к жизни не только через краски, через полотно, но и словом.
«Ну-ка, взгляни, какой из моего огорода вид открывается, устанавливай полотно и пиши», – говорил он, когда приходилось бывать у него дома (это случалось, к сожалению, редко)… Степное раздолье, наискось небольшое озерцо за околицей села, дорожка солнечного света на воде, пасущиеся на приволье кони, тающий в воздушной дымке высокий берег Иртыша. Этим запечатленным пейзажем Игоря Викторовича я любуюсь у себя дома. Или то же самое место, только в полнолуние, напоминающее знаменитую «Ночь на Днепре» Архипа Куинджи, висит у нас в редакции. Фосфорирующее в лунном свете озеро, струящаяся вдоль него дорога, одинокая фигурка лошади… Но непросто установить полотно и взяться за кисть, когда дома полно прозаической работы, необходимой для существования в деревне. Руки у Игоря Викторовича натруженные, мозолистые. А какие они должны быть у человека, живущего крестьянской жизнью – надо о скотине заботиться, огород обихаживать, готовить в деляне дрова (природный газ в доме появился позднее), косить сено? Живопись в селе не прокормит…
Игорь Викторович пронес увлечение живописью через всю жизнь. И любил творчество в любом его виде.
«Ну-ка, пойдем, я тебе чего покажу», – он вел к себе в мастерскую, полную самоделок типа токарного станка по дереву, электролобзика. Там была еще масса всяких непонятных для меня вещей, приспособлений, трафаретов, форм для отливки из гипса. А дальше шло объяснение и демонстрация, как сделать то или это. Игорь Викторович любил поделиться тем, что постиг сам, до чего дошел своим умом. Ты всегда попадал под обаяние неравнодушного к жизни человека и долго сохранял тепло от встречи…
Олег ШИПИЦЫН
Светозаров серьезно взялся за кисти уже в очень зрелые годы. Его квартира в селе Андреевка была своего рода картинной галереей, в которой более ста полотен, трогающих душу и сердце, побуждающих размышлять, радоваться и печалиться… Пейзажи за душу брали. Озера, плесы, весна, ручьи, роскошь золотой осени…
Светозаров – не профессиональный художник, не оканчивал специального училища или факультета. Родился он 19 октября 1940 года в Киргизии. Рисовал с раннего детства. Родители, уходя на работу, оставляли его одного, лучшими друзьями для мальчишки были карандаши и бумага. В 60-х, когда учился в Томском политехническом институте, не пропускал ни одной выставки, как местных мастеров кисти, так и заезжих из Москвы, Ленинграда. Бегал на этюды… Зрелые годы отдал конструкторской работе в Киргизии. В 1991 году семья Светозаровых – супруги, сын Вячеслав и дочь Наталья – переехала в Россию. В Андреевку Саргатского района. «Безденежье служило мне творческим вдохновением», – шутит Игорь Викторович, говоря о девяностых. Большое хозяйство кормило, но денег не приносило. Продать мясо было почти невозможно. Тогда и родилась у главы семьи идея зарабатывать с помощью живописи. Попробовал себя в акварели. Не пошло – много дополнительной работы: рамы, стекло, твердая основа для картин. Решил переключиться на масло. А опыта письма масляными красками не имел совершенно… «То безденежное время для меня оказалось самым счастливым, – с мечтательной улыбкой вспоминает художник. – Управлюсь с хозяйством – и за мольберт. Ставлю на проигрыватель пластинку-гигант с классической музыкой, и кроме картины ничего не существует…». Набираясь опыта, развивался как живописец. Новое брал откуда только мог: из книг и статей о художниках, из телепередач… Не справляется с тем или иным объектом для полотна – всегда можно у великих подсмотреть, как они подобные задачи решали. Что же касается манеры живописной техники, то андреевский художник остается верным последователем поджанра «строгий реализм» – каждая деталька на полотне должна быть выписана с максимальной тщательностью. Любая из его картин – идеально завершенный портрет сюжета. Светозаровские полотна цельны и самодостаточны… Как и жизнь их творца.
Виктор ГОНОШИЛОВ, из материала «Строгий реалист Светозаров», газета «К новым рубежам», 2017 год
Игорь Викторович Светозаров был нашим добрым другом, неравнодушным человеком, глубоко любящим свою Андреевку и односельчан, коллег по творчеству и увлечениям. Не раз мы бывали гостями в его доме, где всегда встречали радушный прием Игоря Викторовича и его супруги Зои Николаевны. Никогда не обходилось без чашки чая, за которой велись беседы о насущном.
С Игорем Викторовичем мы познакомились с самого открытия Саргатского музея. Его персональная выставка «С любовью к земле родной» была самой первой, и в день открытия музея саргатчане с восторгом любовались его работами.
Мы, сотрудники музея, искренне скорбим о преждевременной смерти нашего друга. В память о нем мы предлагаем полюбоваться работами И.В. Светозарова, которые были представлены на последней его персональной выставке в нашем музее.
Сотрудники Саргатского историко-краеведческого музея