Яна РОМАНОВА, звезда омского биатлона,серебряный призер зимних Олимпийских игр 2014 года:«В биатлон вернусь в новом качестве»
Боже мой, к лыжному домику в Биатлонном центре с. Петропавловка Муромцевского района, где по стечению обстоятельств оказалась наша редакция в полном составе, подходила Яна Романова, звезда омского биатлона последних лет.
Ее часто критиковали за тихоходность, подозревали, что в сборной она находится по блату. Ерунда полнейшая: никаких протеже у Яны не было. Свое право быть в составе главной национальной команды она завоевывала на российской «ижевской винтовке», выигрывая вчистую и у молодежи, и у своих коллег по сборной. Ее спасала быстрая и точная стрельба. Именно Яна лучше всего подходила на роль «забойщицы» в эстафете. И она с первым этапом справлялась, как никто другой. После эстафеты в олимпийском Сочи, где она вместе с подругами по команде Ольгой Вилухиной, Ольгой Зайцевой и Екатериной Шумиловой завоевала серебряные медали, спортсменка еще год пробыла в составе сборной страны и – пропала со спортивного горизонта…
…Она отцепила лыжи, воткнула их в снег, подошла к турнику, повисла на перекладине, сделала несколько упражнений на растяжение, расслабление позвоночника. Беглого взгляда было достаточно, чтобы понять: она находится в хорошей спортивной форме. Никакой псевдозвездности в Яне не обнаружилось. Она охотно согласилась побеседовать о своей спортивной карьере, о проходящем в Холменколлене чемпионате мира по биатлону и вообще о развитии биатлона.
– Яна, в телерепортажах вы кажитесь гораздо мощнее, в реальности же – очень стройны и изящны.
– Почему-то многим так кажется. Наверное, это свойство телевизионной картинки. Хотя я думаю, у меня сейчас мышцы спали – нет привычной силовой работы. А вообще у нас в сборной все девчонки легкие, стройные. Есть в мировом биатлоне габаритные спортсменки, типа чешки Габриэлы Соукаловой, француженки Анаис Бескон, а есть и совсем поджарые – финка Кайса Мяккярайнен, белорусска Дарья Домрачева.
– Вы пропустили этот спортивный сезон, но заявление о завершении спортивной карьеры из ваших уст так и не прозвучало. Будете возвращаться в большой спорт?
– Нет. Я точно решила для себя завершить карьеру биатлониста. Профессиональный спорт – это колоссальные физические, нервные, психологические нагрузки: у меня нет больше сил, чтобы это выдерживать. Я встала на лыжи в десятилетнем возрасте, в пятнадцать лет взяла в руки винтовку и более пятнадцати лет отдала биатлону. Надо давать дорогу молодым.
– Какой годовой километраж у сборников?
– Конечно, он не такой, как у лыжников. Немногим более семи тысяч километров. Прибавьте неслабые занятия по общефизической подготовке, атлетический зал, плюс многочасовые занятия по стрельбе. Ты постоянно на сборах, соревнованиях, в дороге, далеко от близких, родных…
– Переживаем за выступление сборной России на чемпионате мира по биатлону. После семи гонок в российской копилке нет ни одной медали. Особенно больно глядеть на женскую команду. Даже лидер сборной Ольга Подчуфарова в ужасной физической форме.
– Оля прислала мне в соцсети письмо примерно такого содержания: «Не понимаю, что со мной происходит, я в полной растерянности, что делать, как выходить из ямы, с кем тренироваться. Наверное, буду переходить на самоподготовку…» Я, признаться, тоже не понимаю, что происходит в нашем биатлоне. У нас есть все необходимое для подготовки на высочайшем уровне: многие сборные могут только позавидовать – у них нет таких условий. Почему, побеждая на мировых юношеских и юниорских стартах, мы теряемся на взрослом уровне. Ведь остается сделать один шаг, чтобы выйти на топ-уровень, но этот шаг как раз и не получается сделать. А соперники – немки, француженки, чешки, украинки, итальянки, австрийки и другие – этот шаг делают, прибавляют, расцветают. Значит, что-то мы делаем не так, что-то упускаем в тренировочном процессе. Вот и я так и не выросла, не прибавила в лыжном ходе по сравнению с юниорским возрастом.
– Вашим последним тренером был немец Вольфганг Пихлер, которого при каждом удобном случае любил «попинать» тележурналист Дмитрий Губерниев. Чем был так плох Пихлер?
– Каждый наставник стремится достичь более высоких результатов, каждый что-то привносит в систему подготовки. Пихлер требовал от нас самоотдачи на тренировке, чтобы мы пахали через «не могу», через боль. Однако не каждому такая интенсивная система подходила. не все выдерживали эти нагрузки. Может быть, мы слишком слепо следовали тренерским установкам, беспрекословно брали все на веру. Может, стоило руководствоваться и собственным спортивным опытом и как-то вносить коррективы в тренировочный процесс.
– Болельщики тоже вносят свою лепту в неуспех сборной России. Многие мнят себя великими специалистами в биатлоне и вместо поддержки при неудачных выступлениях наших биатлонистов поливают тренерский штаб, спортсменов ушатами грязи.
– Прошло время, когда любое место, кроме первого – так было в СССР – воспринималось как поражение. Сегодня в мире в любом виде спорта конкуренция запредельная. Кто-то выигрывает, кто-то неизбежно проигрывает. И не стоит из поражений делать трагедию. Это ведь спорт! В нем все меняется. В любом случае следует начинать с развития детского-юношеского спорта, в том числе и в биатлоне. Я не собираюсь уезжать в другой регион, найду своим силам и знаниям достойное применение здесь. Возможно, возглавлю областную федерацию омского биатлона, буду заниматься его проблемами. А их немало. Простой пример: нынешние соревнования на призы Владимира Барнашова называются межрегиональными. И я тоже выступала на них лет десять тому назад, но тогда почти вся Сибирь была представлена в Муромцево. А на сегодняшний турнир не смогли попасть даже районные команды Омской области. У одних нет патронов, у других не нашлось денег на бензин для транспорта. Так быть не должно. Если мы действительно хотим развивать биатлон.
Олег Шипицын