Заказано дичь сохранить

Заказник регионального значения на обозначенной территории Саргатского района предлагает создать Министерство природных ресурсов и экологии Омской области для сбережения животного мира.

Вторую неделю общественность района взбудоражена таким решением, считая, что заказник в этих границах создавать нецелесообразно и что он станет удобным местом охоты для избранных, вип-персон.

 

Министерская задумка под вопросом

Вот уже вторую неделю общественность района  взбудоражена решением Министерства природных ресурсов и экологии Омской области создать в Саргатском муниципальном образовании особо охраняемую природную территорию – заказник регионального значения.
Представители министерства, Александр Александрович Комаров, зам. начальника управления по охране, контролю и сохранению объектов животного мира и охотничьих ресурсов, и Евгения Дмитриевна Ратниченко, начальник сектора по особо охраняемым территориям, в конце прошлой недели побывали в райцентре и провели общественные слушания. Их тема – проект экологического обоснования заказника.
Министерская задумка вызвала неоднозначную реакцию. В знак протеста часть собравшихся покинула зал заседаний…

Заказник – каждому району

В последние три десятилетия омская природа оскудела. Это видно даже невооруженным глазом, без научных методик и подсчетов. Уменьшилось и видовое разнообразие животного мира, сократилось и количество особей сохранившихся видов животных.
Лет десять назад в Омской области существовало семнадцать заказников регионального значения. Теперь их осталось только четыре. Министерство природных ресурсов и экологии области рассчитывает восстановить или создать почти в каждом районе подобные охранные зоны. Заказники должны стать, для диких животных местом, где можно будет укрыться от истребления, отсидеться, откормиться и, возможно, оставить продолжение своего рода. Как образно сказала Е.Д. Ратниченко, заказник должен стать по аналогии с человеческими учреждениями – роддомом, детсадом и школой для животных. И дело не только в сохранении животных как объектов будущего охотничьего промысла, а в сохранении видового разнообразия вообще. Просто для того, чтобы можно было нашим детям, внукам воочию, вживую увидеть лося, косулю, кабана.  В Америке собственные нефтяные скважины консервируют, чтобы сохранить для потомков,  но разве животный мир не нуждается в подобном сбережении?!

Наука сказала: здесь!

Летом этого года несколько дней в районе провел Николай Дмитриевич Красножан, охотовед, научный сотрудник Новосибирского НИИ охотничьего хозяйства и звероводства. Он проехал район вдоль и поперек, сделал сотни снимков местности, исследовал звериные тропы. Именно по его рекомендации выбрано место для создания особо охраняемой территории. Здесь площадь лесов достигает 31 процента, есть несколько глубоких котлованов, оставшихся после взрывных работ, в самую великую засуху животные могут напиться. Именно здесь проходят миграционные пути лося на север области. И если обеспечить им покой в заказнике, эти животные останутся зимовать, а потом смогут дать потомство  и расселиться по району. Исходя из научных соображений,  чтобы животные не теснили друг друга, площадь заказника должна быть 35-40 тысяч гектаров. Или около того.

Заказник  – не заповедник

Глава Хохловского сельского поселения Людмила Анатольевна Тарасенко (часть территории заказника захватит территорию этого поселения) была обеспокоена  заготовкой дров для селян. Глава крестьянско-фермерского хозяйства  Владимир Владимирович Юськов тревожился о своем сельхозпроизводстве.

 – Заказник – не заповедник, – пояснил А.А. Комаров. – Организация заказника производится без изымания земли, без смены ее собственника (собственников). Здесь запрещается только любительская и промысловая охота.  Точно так же можно пасти скот, готовить сено, растить хлеб, в том числе с использованием минеральных удобрений и гербицидов. И заниматься заготовкой древесины с разрешения лесхоза.

КСТАТИ

ШТРАФ за добытого в заказнике лося – 200 тысяч рублей,  за убитую косулю – 120 тысяч рублей.

Намерения благие. Но веры нет…

Ни один из присутствовавших в зале не возражал против идеи заказника. Но собравшихся, по большей части охотников, беспокоил выбор места под него. Оно расположено вдоль оживленной автотрассы. Свернул с дороги  – и тут тебя дичь поджидает. Было бы безопаснее для животных, для их сохранности организовать охраняемый «роддом, детсад и школу» в местах, далеких от населенных пунктов и дорог, где-нибудь в Щербакинском поселении. Смущали народ и большие размеры заказника – на такой площади очень сложно организовать эффективную охрану животных. И вот какая главная мысль сквозила в речи оценивающих этот проект. Заказник создается для ублажения охотничьих привилегий крупных чиновников, предпринимателей, людей с тугими кошельками. То, что будет запрещено саргатским охотникам, то будет позволено вип-персонам областного масштаба. Потому что сейчас именно так выглядит охота в районе: лицензий на добычу лосей, косулей, кабанов для саргатчан нет, но у кого, как говорится, пальцы веером, приезжают в район на охоту с оформленными как надо документами и охотятся всласть. Или браконьерничают без всяких лицензий, ничего и никого не боясь…

Глава района побывал у министра

Общественные слушания  проходили 29 ноября. А на следующий день Олег Анатольевич Исаев, Глава Саргатского района, побывал с этим вопросом на приеме у министра природных ресурсов Омской области Н.А. Лебедева и выразил личное несогласие с выбором территории под заказник и отказался подписывать какие-либо разрешительные документы.

В районе образовалась инициативная группа, которая занимается организацией санкционированного митинга и сбором подписей против организации заказника в предполагаемых границах.

 
Предполагаемая площадь заказника – 33779 гектаров.
На этой территории обитает сегодня 20 видов млекопитающих, в том числе кабаны и лоси, и 70 видов птиц.
31 процент территории покрывают леса,
2 процента площади занимает водно-болотная поверхность.

Северная граница предполагаемого заказника проляжет по дороге до д. Степановка,  далее – по дороге через стан «Куета» до д. Казырлы. Восточная граница – от д. Казырлы по проселочной дороге через бывшую д. Милютино, потом – по автотрассе до д. Красный Путь. Южная граница – от Красного Пути по автодороге на Саргатское,  затем от райцентра по дороге на Урусово.  Западная граница – от Урусово по прямой на северо-восток по проселочной дороге Горносталевка–Степановка, исключая оз. Носково, Гороносталево и Шишкино.

Сергей Викторович Ненашев, главный лесничий Саргатского лесничества:
– Заказник – дело стоящее, необходимое. А боязнь того, что в нем будут охотиться блатные – смешна.  А сегодня кто охотится?  То там, то тут крутые джипы, такие же снегоходы (не чета «буранам»), не боящиеся бездорожья «трэколы»… Понятное дело, это все не местный люд. Но именно свои, местные, показывают блатным хорошие места, участвуют в загоне дичи.

 

Николай Николаевич Комлев, председатель районного общества охотников и рыболовов:
– В предложенных границах это, однозначно, будет хорошая кормушка для вип-персон: не надо ехать к черту на кулички. Еще заметьте, в районе 10 охотничьих хозяйств, но под заказник выделяются земли госфонда, не входящие ни в одно из этих хозяйств. Здесь охотятся краснопутинские, ивановские, андреевские охотники. А теперь куда им податься? Но на предложенном участке есть треугольник  под Урусово-Горносталевкой. Отличное место для сбережения животных! И охранять проще. Почему бы на этом и не остановиться?

Александр Михайлович Чернаков,
председатель Саргатской ТИК, охотник с 39-летним стажем:

– Не стоит считать заказник панацеей в сохранении животного мира. Случалось мне охотиться на озере Батакуль, недалече от Баировского заказника, между прочим федерального(!) значения. Там такая пальба стоит – будто из автоматов лупят. Вечером встретился я с теми крутыми стрелками у егеря, они похвалялись своими зелеными корочками. Эти документы позволяли законно охотиться. Якобы в научных целях… Считаю необходимым  вернуть в жизнь охотобществ все то, что было наработано нашими отцами-дедами: запрет на весеннюю охоту вообще, восстановление воспроизводственных участков по всему району,  дни тишины в охотничий сезон, трехкилометровую зеленую зону вокруг всех селений.

 Николай Васильевич Никулин,
госохотинспектор, охотник с более чем 30-летним стажем:

– Нужно создавать заказник там,  где рекомендовано научным сотрудником и в предусмотренных  размерах. Нелепо подозревать, что он организуется для охоты избранных.  В скором времени госинспекторов оснастят техникой, вооружат,  и контроль станет намного эффективней.

 Олег ШИПИЦЫН, фото автора

One thought on “Заказано дичь сохранить

  • 13.10.2019 в 23:30
    Permalink

    Конечно глава Соргагатского района будет боится за свою территорию, ему же не где поохотиться самому, все поля из ездили своими машинами ездят и сами отстреливают тех же косуль. Самые главные браконьеры это егеря своих районов

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *