В Омске появилось 100 муралов – самое большое количество в России
С 1 июля по 14 сентября в Омске в международном артфестивале «Омск, ты просто космос!» принимали участие представители 11 стран: Великобритании, Испании, Беларуси, Израиля, Аргентины, США, Казахстана, Мексики, Италии, Колумбии, России. Художники превратили улицы Омска в живую художественную галерею, в которой более 16 тысяч квадратных метров поверхностей фасадов многоквартирных домов. В городе появилось 100 муралов – самое большое количество в России. Художникам потребовалось 77 дней, 9 тысяч аэрозольных баллончиков и 3,5 тысячи литров фасадной краски. Эти настенные полотна стали достопримечательностью Омска. И – России.
…В ожидании экскурсовода толпимся возле высоток микрорайона Модерн, что находится в Советском округе Омска. Здесь на 2-й Поселковой улице нас, районных журналистов, хотят познакомить с муралами. Один из них – напротив, на доме №22. Это огромная витиеватая надпись. Силимся прочитать, что же тут начертано… Похоже на рекламу «Пепсиколы», но почему-то на ней только голубой и белый цвета, а где же красный, что обязательно использует компания, производящая этот напиток… Ворчим беззлобно, зачем нам эти муралы? Рассказывать о производствах, помогающим развивать сельское хозяйство – это близко селянам, а муралы?! Но чем отличается человек, скажем, от коровы? Корова о самую диковинную вещь может почесать свои бока, а человеку свойственно, когда видит нечто неизвестное для себя, задуматься: как это устроено, как работает, и т.д. Словом, она должна побуждать мыслить. Как и искусство. Ведь мы же не только земным, материальным живем, наши души распахнуты и для познания нового, необыденного. Распахнем же, расширим мир своей души…
Живопись на «муро»
Чтобы разобраться в муралах, появившихся в нашей областной столице в дни международного артфестиваля «Омск, ты просто космос», нужен человек, видевший, как рождались эти живописные работы, знающий художников-создателей творений и посвященный в их содержание: ведь есть смыслы далеко не очевидные. Кстати, слово «муралы» происходит от испанского «муро» – стало быть, это вид живописи на стенах домов, производственных объектах (в русском языке встречается слово с таким испанским корнем – замуровать).
Таким проводником стала для нас Ирина Мороз, медиаруководитель областного молодежного Центра «Химик». О каждом мурале, о каждом авторе наш гид говорила вдохновенно, увлеченно, понуждая нас более пристально всматриваться в сюжеты.
Она и расшифровала надписи на высотке дома, напротив которого мы стояли: «Дом там, где нас ждут», с другой стороны стены: «Семья – место силы». Какие великие смыслы вложены в эти простые фразы! Только, может быть, стоило начертать их попроще, чтобы прочитать без напряга. Но именно таков визуальный стиль, почерк Дмитрия Ламонова из Москвы
Идем от одного дома к дому, что-то трогает, завораживает, что-то – нет. Но в любом случае масштаб, размеры работ поражают. Однозначно, что у этого городского квартала появилось свое неповторимое лицо, и людям, живущим здесь, невероятно повезло: даже в серые осенние и зимние дни, когда все вокруг кажется безжизненным, здесь можно наслаждаться яркими цветами и черпать силы.
Художники – альпинисты
– Мы мечтали о том, что нам предоставят для рисования стены пятиэтажек, – признавалась омичка Лиза Шелест, ныне живущая в Москве (она вместе с Ириной Клименко живописала пейзаж с видом на Иртыш), а наши полотна были десятиэтажки!
Как на такой высоте – были и семнадцатиэтажные здания – работать на таком огромном полотне, 10 на 30 метров, не исказив пропорции, сделать все соразмерным, благолепным?
Ирина раскрывает технологию работы «муралистов».
– Они все обладают навыками промышленных альпинистов, поэтому трудились в подвешенных люльках, со страховочным снаряжением: их атаковали ветра и поливали дожди. Темными вечерами они ставили внизу цифровой проектор и продуцировали свои эскизы на стену, намечали все линии и значимые точки, грунтовали свои «холсты». Единственный, кто рисовал сразу без проектора, был художник Илья Федотов из Нижнего Тагила. Так трудились мастера в древности, безо всяких приспособлений расписывающие стены огромных соборов фресками. Его работа называлась «Зодчий» и была посвящена талантливым русским самоучкам, строившим храмы, которые и доныне поражают своей аскетической величавостью и красотой. Илье хотелось, чтобы настенная живопись в жилом микрорайоне была связана одной темой, чтобы каждая работа развивала и дополняла ее. Возможно, в будущем так и будет. А пока здесь смешение стилей и тематики. Хрупкость жизни, восхищение ее красотой и разнообразием, космос, бережное отношение к любому живому существу и природе, значимые для Омска и России люди и символы, воспевание женщины, любви к детям…
В Россию – с любовью
Над муралами трудились художники из разных городов России, а также из Казахстана, Мексики, Белоруссии, Италии, США и еще нескольких стран. Нашим гостям не помешали американо-европейские санкции, насаждаемый в западном мире образ России- агрессора, захватчика (Россия таковой никогда не была, ей вечно приходилось отбиваться от желающих оторвать от ее земель лакомый кусок).
Первым на фестиваль добрался мексиканский монументалист Фарид Руэда. Он в России уже в шестой раз, ему принадлежит авторство мурала в Подмосковье, к чемпионату мира 2018 года по футболу в нашей стране. Обычно он рисует животный мир в необычных красках – ярких, калейдоскопических.
– Я люблю сюда возвращаться. Люблю русскую культуру, мне нравятся русские люди, открытые, отзывчивые, душевные, – вот его мнение о нас.
В Сибири Руэда впервые. Для омского мурала выбрал медведя (думал, что увидит у нас мишек на улицах), раскрашенного, как матрешка.
– Этот образ ассоциируется с Россией, в нем сила, мощь и защита, – так пояснил он свой выбор животного-символа.
Когда художник спускался с высоты, жители микрорайона подкармливали его, приносили кастрюльки с борщом, пельменями, окрошкой. Так что от русской кухни он тоже был в восторге. Местный народ потчевал и других живописцев, видя их титанический труд. Некоторые муралы были созданы за 10 дней напряженной самоотверженной работы.
Незабываемые встречи у муралов
На стене одного из домов группа московских художников нарисовала вратаря хоккейного клуба «Авангард». Ястребиный голкипер стоит на страже Омска: за ним створ исторических омских Тарских ворот. Эскиз для этой работы был одобрен руководством клуба, более того, из бюджета клуба была оплачена его монументальная версия. После того как картина была завершена, в микрорайон прибыли хоккеисты «Авангарда», они с удовольствием фотографировались на фоне такого роскошного «баннера» с болельщиками, щедро раздавали омичам автографы.
Нам, журналистам, тоже захотелось сфотографироваться у этого мурала.
Новосибирцы Айгуль Омуралиева и Иван Копенкин еще дорисовывали свою «Девочку с котенком», а работа уже стала любимой в этом музее живописи под открытым небом. В знак признательности за выбранный сюжет жители микрорайона и прилегающих к нему кварталов пришли однажды со своими питомцами, устроили парад-дефиле, таким необычным образом выразили признательность художникам за выбранный сюжет.
Настоящий Модерн!
Мы, районные журналисты, продолжаем идти вслед за нашим экскурсоводом Ириной Мороз, медиаруководителем областного молодежного Центра «Химик», «муральей» тропой омского микрорайона Модерн (это в городке Нефтяников). Здесь после международного артфестиваля «Омск, ты просто космос!» осталась художественная галерея под открытым небом из муралов. (Напомню, это понятие происходит от испанского слова «муро» – стена. Муралы – вид монументальной живописи на стенах жилых зданий, промышленных и социальных объектов.).
Останавливаемся напротив дома номер 26. На его стене художник из Великобритании Крис Рокет изобразил космонавта, парящего в воздухе, он держит в руках голубую Землю, словно драгоценный шарик; на забрале его космического шлема – ее зеркальное отражение, а скафандр пронизан живыми растениями и цветами. Такой фантастический сюжет…
– Крис хотел показать нам, какую палитру чувств – радость, восхищение и гордость – испытывают астронавты, наблюдая за нашей Землей из космоса, как необычайно живописна она посреди безжизненного пространства, насколько она кажется издалека маленькой и хрупкой. А еще, по-моему, он напоминает, что никакой технический прогресс не должен идти во вред природе, – говорит наш гид.
Чуть в стороне от нас проходит пара, парень с девушкой, и замирает, глядя на это же настенное творение.
– Как же здесь красиво! – восклицает юноша. Видимо, молодые люди, как и мы, впервые в микрорайоне Модерн.
Непонятно, почему этот квартал, состоящий из обыкновенных зданий, мало чем отличающихся от прочих омских высоток, так назван. Что в нем было «модернового»? Зато теперь, когда на нем появились муралы, это точно – Модерн!
«Каждый должен расправить крылья»
Зимородок выписан не на многоэтажке, а на каком-то подсобном помещении, типа электрической подстанции. Кажется, что он завис прямо пред тобой, видно каждое его перышко на огромных расправленных крыльях. На самом деле эта птица размером чуть больше воробья, но выделяется своей синей окраской и необычным поведением: сухопутное пернатое добывает пищу в воде, камнем бросаясь за ней на самое дно. Зимородок обитает в таежной зоне Омской области на берегах небольших рек. Он – как индикатор их чистоты.
– Это не иллюстрация к биологии, а посыл муралиста из города Владимира Никиты Молнии: каждый должен расправить крылья, которые ему даны, и не важно, в какой ситуации ты находишься. Надо найти себя в жизни, понять и достичь каких-то высот, – раскрывает Ирина мысль, которую заложил в своем послании художник.
Одуванчик: прекрасный и уязвимый…
Многие муралы яркие, очерченные строгими линиями. А очередная точка нашего внимания – картина «Одуванчики». Совершенно в другой стилистике: нежные тона, мягкие, размытые очертания цветков-шаров. Как будто это пастельный или акварельный рисунок.
– Так и есть. Это работа преподавателя Московского художественного института им. В.И. Сурикова Александра Купаляна, театрального оформителя, рисующего и для глянцевых журналов. В основу этого мурала легла акварель Кости Кокорина (рисунок находится в частной коллекции в США). У Кости тяжелая форма ДЦП, он не говорит и не ходит, но кистью пытается выразить свое отношение к жизни. Одуванчик – это ведь символ благотворительного хосписа «Вера» (в хосписе облегчают страдания неизлечимых больных), он напоминает о том, какой прекрасной может быть жизнь и какой уязвимой. Достаточно перемены ветерка…
Омские муралисты не затерялись
100 муралов – эта самая большая их «коллекция» в России – оставили в Омске после себя художники из разных российских регионов, ближнего и дальнего зарубежья (одиннадцати стран). Не затерялись в этой плеяде и омские муралисты. Один из них – Эдвин Франк. Его монументальный «холст» на торцевой стороне десятиэтажки с оперенным ангелом: захочешь пройти – не пройдешь. Он верит, что каждому человеку при рождении дается ангел-хранитель.
– Эдвину хотелось, чтобы каждый прохожий, рассматривая этот рисунок, понимал, что он не одинок, что он под защитой высших небесных сил, – говорит Ирина Мороз. – Как и Россия. Какие бы беды ей не угрожали, она выходит из них более сильной, окрепшей. Вся российская история тому подтверждение.
Самым юным художником на этом артфестивале был 14-летний омич Матвей Валевский. Баллончик с краской он держит в руках уже десять лет и не собирается бросать. Ему принадлежит роспись – парад планет нашей Солнечной системы – на небольшом павильоне (небольшой – это относительно: площадь его полотна – почти 20 квадратных метров). Когда-нибудь и ему доверят живописать стены площадью в сотни квадратных метров.
Зачарованные красотой
…Заканчивается наше часовое погружение в муралы. Экскурсовод, влюбленная в эту артгалерею современного искусства, влюбила и нас. И совершенно не жалко потраченного времени, ведь уходим мы отсюда обогащенными, зачарованными красотой, дерзновениями человеческих мыслей и их воплощением. С учетом того, что в микрорайоне Модерн компактно размещены 32 мурала (остальные 68 разбросаны по Омску), – на каждый нами было потрачено менее двух минут, а с учетом времени передвижения – еще меньше…
Ловлю себе на мысли, что мне хотелось бы еще раз вернуться сюда, пройтись еще раз между высотками, постоять у полюбившихся образов.
Кстати, для удобства самостоятельного просмотра под каждым изображением впечатан QR-код, на который можно навести смартфон и прочитать название работы, имя художника и заложенные в работах смыслы.
Олег Шипицын, фото автора
Больше фото: https://ok.ru/gazeta.sargatka/topic/157429614259026