Виктор Борисов, инспектор ДПС: «Скучно на службе не бывает»
3 июля в России свой профессиональный праздник отмечают сотрудники ГИБДД.
Контроль за безопасностью дорожного движения, профилактика дорожных происшествий, наказание за нарушение правил дорожного движения возложена на это подразделение МВД. И еще множество других задач: проверка умения управлять автомобилем (для экзаменующихся водителей), оформление и регистрация транспортных средств, оформление и выдача водительских удостоверений, сопровождение пассажирского транспорта с детьми, поиск угнанных автомобилей…
Создана была автоинспекция в 1936 году, когда в стране появилось множество автомашин, но количество автомобилей в тридцатые годы прошлого столетия в сравнении с нынешними годами – величины несравнимые. Сегодня в Саргатском районе числится более 5 тысяч автомобилей и мототехники, а еще «энное» количество проезжает по нашей территории транзитом.
В Саргатском отделении ГИБДД районного отдела полиции трудятся четыре человека – С.В. Купцов, С.В. Обрывалин, В.Н. Борисов, Р.С. Бургарт. По штату положен и пятый сотрудник, но стажеры, претендующие на это место, периодически появляются, попробуют вкус службы – и уходят…
После обеда я из редакционного кресла пересаживаюсь в кресло дорожно-патрульной «Весты», которой управляет капитан полиции Виктор Борисов. Виктор – уроженец Саргатки, окончил академию МВД, служил в Большереченском районе, был и оперуполномоченным уголовного розыска, и участковым, и сотрудником госавтоинспекции. В августе будет два года, как он служит в Саргатском районе, в дорожно-патрульной службе ГИБДД.
Сегодня сектор его внимания – движение по дорогам рабочего поселка. Патрулирование началось в 8 утра. В половине девятого я проезжал по улице Худенко мимо припарковавшейся на обочине дороги «Весты». Рядом, мигая сигналами аварийной остановки, стоял автомобиль «Жигули». Виктор оформлял штраф: лобовое стекло «Жигулей» было излишне затонировано (по правилам оно должно пропускать более 75 процентов солнечного света. Это измеряется специальным прибором – «тоником». В темное время суток такое стекло затрудняет водителю видимость и может стать предпосылкой дорожно-транспортного происшествия. Водитель обязан привести тонировку в соответствии с ПДД.
Сделали несколько кругов по Саргатке, остановились на стояночной площадке возле администрации района. Патрулирование продолжает проверка деятельности самого инспектора. Подъехал капитан полиции Сергей Купцов, с недавнего времени – начальник отделения ГИБДД, перекинулся несколькими фразами, сделал запись в служебной книжке инспектора. Такова процедура, прописанная в документах МВД, регламентирующих работу дорожно-патрульной службы.
Все в порядке, можно ее продолжать. Виктор останавливает иномарку, проверяет водительское удостоверение, регистрационное удостоверение транспортного средства, полис обязательного страхования (ОСАГО). Водитель – совсем еще молоденький паренек, водительский стаж его два года. С документами у него все в порядке.
Потом снова кружим по Саргатке. Худенко, 8 Марта, Советская, Кооперативная, Товстухо… Редкие пешеходы двигаются по обочинам, изредка попадаются встречные машины. Тихо, спокойно в райцентре сегодня.
Не знаю, сколько мы сделали кругов, но у меня голова закружилась от этого вращения.
– Сколько километров вы накручиваете во время патрулирования? – спрашиваю я.
– По-разному. Бывает 40 километров, а бывает и 400, если отправляешься на периферию и прихватываешь несколько поселений, – отвечает инспектор.
Остановились в центре поселка, на Октябрьской, у магазина «Глобус». Виктор достал цифровой планшет, открыл специальную программу, в которой отмечены все находящиеся в поиске машины и вообще «забита» вся база обо всех зарегистрированных автомобилях, взял жезл и вышел из патрульной «Весты».
Он не спешил тормозить транспортные средства, хотя со стороны было заметно, как кто-то судорожно пристегивал ремень безопасности или включал свет фар.
– Какое количество штрафов накладываете вы за патрульную смену?
– Дело не в количестве выписанных штрафов, – говорит Виктор, внимательно поглядывая на дорогу. – Главное – профилактика дорожно-транспортных происшествий. Иногда сделанного устного замечания или предупреждения для водителя достаточно, чтобы он все понял и постарался в следующий раз не допустить подобного нарушения. Среди водителей 70 процентов адекватных, законопослушных граждан, которые понимают суть нашей работы, суть наших требований. А вот другую категорию приходится наказывать рублем. И за управление транспортом в нетрезвом состоянии лишать водительских прав. И часто наказанные за дело такие водители жалуются во все инстанции, выкладывают неадекватные посты в социальные сети. В общем, скучать нам не дают. (В прошлом году при выполнении должностных обязанностей водитель сорвал с Виктора погоны и попытался ударить в лицо. Как инспектор не смешал нападающего с землей – он ведь чемпион Омской области по кикбоксингу?! Однако не положено сотруднику полиции отвечать насилием на насилие. – О.Ш.).
Виктор завез меня домой и продолжил свой патрульный маршрут. Завершится его смена за компьютером – отчетом о проделанной работе. Но и после смены в любой час ночи он будет готов выехать на происшествие по первому звонку из дежурной части райотдела полиции. Так и было в этот день: в девять часов вечера в Баженово произошло ДТП, и Виктор выехал туда на разбор «полетов».
В качестве справки: За прошедший 2021 год инспекторами ГИБДД ОМВД России по Саргатскому району было выявлено более 1800 нарушений правил дорожного движения, более 60 человек были лишены водительских прав за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, 8 водителей были задержаны в алкогольном опьянении повторно и не стали фигурантами уголовных дел.
Олег ШИПИЦЫН, фото автора
На снимке: Инспектор ДПС В.Н. Борисов и начальник отделения ГИБДД ОМВД России по Саргатскому району С.В. Купцов.