Ксения Смирнова: «Иконопись на селе – это реально»
В далекой сибирской глубинке – рабочем поселке Саргатское Омской области при храме Святителя Николая Чудотворца – планируется создание иконописной мастерской с обучением детей этому уникальному делу. Инициатор создания – Смирнова Ксения Сергеевна, выпускница Тобольской духовной семинарии.
Что же привело девушку в это направление деятельности? Почему вернулась на малую родину, не осталась в городе, где совсем другие перспективы?
Вот что рассказывает об этом сама Ксения:
«Отучившись пять лет на иконописца в городе Тобольске, мне хочется нести знание и понимание иконы людям.
Мой путь в этой профессии начался еще в 2004 году, когда мне было 6 лет. Воскресная школа при Никольском храме в Саргатском открыла младший иконописный класс. Руководителем была сестра настоятеля храма батюшки Серафима – Ольга Владимировна, чудесный человек, прекрасный учитель, она сама писала иконы.
Старший класс серьезно занимался обучением, писал серьезные работы. Они даже расписывали понемногу храм и трапезную. Младшим классам, детям, которые еще даже не пошли в школу, иконография (наука о понимании иконы) больше подавалась в виде игры. Мы также изучали символы на иконе, церковнославянский язык и буквицы, историю. Нам прививалось чувство патриотизма и любви к Родине. В православные походы мы ходили с хорургвиями и русским флагом. Часто ездили в паломнические поездки – в Дивеево, Томск, в нашу омскую Святыню – Ачаирский монастырь. Особое впечатление на меня произвел тогда город Тобольск – вековая духовная столица Сибири. Помимо прекрасного белокаменного Кремля, музея Николая II и красот города, нас интересовала одна из старейших в Сибири Иконописная мастерская. В ней нас радушно встречали: провели интересную экскурсию, давали растирать пигменты, объясняли старинную технологию создания иконы и с мягким снисхождением воспринимали детское желание всюду сунуть любопытный нос.
Эти яркие впечатления детства и желание научиться чему-то очень важному, полезному вскоре привело меня туда уже в качестве студента. А дальше – прекрасное время учебы, хорошие учителя, готовые поделиться всем, что знают, выпускники, которые поддерживают и подсказывают, где нужно. Я вспоминаю это время с благодарностью. После выпуска осталась работать при епархии в иконописной мастерской. За полтора года успела немного пописать фрески в Духовском храме при Тобольской семинарии, а позже участвовала в росписи храма в Суерке Тюменской области. Занималась не только настенной живописью, но и иконы писала в храмы и под частные заказы. И еще принимала поврежденные иконы на реставрацию, так как моя специальность позволяет мне это делать.
Мне хочется приносить пользу именно на своей малой родине, чтобы, как гласит пословица, «где родился – там и пригодился». Вот поэтому я здесь».
Культурное богатство России – ее иконы. Историко-культурная ценность их неоспорима. Однако проблема обесценивания того, что так дорого было нашим предкам, сейчас стоит особенно остро. Целый культурный пласт может просто перестать быть доступным. Стоит отметить, что за рубежом древние иконы ценятся как уникальное культурное наследие, их цена и ценность огромны. Ксения хочет обучать деток азам иконописи, надеясь, что это будет способствовать не только приобретению новых навыков у ребят, духовно-нравственному воспитанию, но и сохранению духовно-культурных традиций России.
Нам остается пожелать Ксении, как говорят у православных, помощи Божией на этом пути!
Подготовила Наталья Маркова