С какими программами партии выходят к избирателям?

Партии, участвующие в выборах, представили свои программы. Эксперты сравнили и оценили их предложения.

Одни политические партии идут на выборы лишь с популистскими лозунгами и пустыми обещаниями, а другие с пошаговыми планами обустройства российской жизни.

До выборов в Госдуму РФ и в Заксобрание Омской области остается примерно три недели, поэтому кандидаты на получение мандатов от различных партий активно знакомят избирателей со своими программами. Документы на всеобщее обозрение представляются разные как по объему, так и по содержанию.

Напомним, что выборы в этом политической сезоне отличаются повышенной конкуренцией. В борьбу за мандаты вступили 14 партий.

Наибольшее внимание партии уделили социальным темам, в том числе образованию и культуре (12 упоминаний), здравоохранению (11 упоминаний), жилищной (9 упоминаний) и пенсионной (10 упоминаний) политике.

Также программы партий содержат предложения касательно развитию системы налогообложения (11 упоминаний), экономики и бизнеса (11 упоминаний), науки (9 упоминаний), территориальному развитию и госуправлению (8 упоминаний).

Новым трендом стало растущее внимание партий к вопросам экологии. Эту тему, так или иначе, затрагивают 10 из 14 партий. Тенденция объясняется тем, что, согласно социологическим опросам, граждане России стали чаще интересоваться экологической повесткой.

Одной из центральных тем информационной повестки последних месяцев стали борьба с пандемией и обязательная вакцинация, однако она нашла отражение в программах лишь 5 партий.

Обращает на себе внимание тот факт, что такую важную социальную тему, как поддержка семей, затрагивают лишь 6 партий. Ее упоминают «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия – За правду», «Коммунисты России» и Партия пенсионеров. В отличие от «Единой России», остальные партии затрагивают ее поверхностно, не приводя конкретных предложений.

Многие эксперты уже отметили, что большинство программ создавались совсем не для того, чтобы их читали, а лишь потому, что этого требует закон. Зачастую текст сводится к лозунгам без детального погружения в специфику каждой конкретной темы и предложений по реализации партийных инициатив.

– Многие программы отличаются запредельным популизмом. Лозунги резко повысить всем зарплаты и убрать НДС, вернуть республики, входившие ранее в состав СССР вызывают лишь недоумение. Дальше громких лозунгов эти горе-политики не идут, отсюда и сверхмалые объемы представленных программ – не более половины газетной странички. Разве можно, руководствуясь таким лаконичным документом, управлять столь огромной страной, как Россия. Меня как эколога особенно волнуют вопросы улучшения экологии, которые в нашем городе стоят крайне остро. Некоторые партии вообще о них забыли, а другие выносят как главные. Однако предлагают при этом такие решения, которые не только не пойдут природе на пользу, но еще и навредят ей, — уверен член Центрального совета Всероссийского общества охраны природы, представитель  общественного штаба по наблюдению за выборами Омской области Анатолий Соловьев.

Действительно, если, к примеру, увеличить за пять лет затраты на науку в три раза, как предлагает одна из парламентских партий, то они составят 12% от расходной части бюджета. А обещание ликвидировать НДС лишит его четвертой части от всех поступлений. Из каких фондов, в таком случае, резко повышать зарплаты, да и вообще, выполнять социальные программы?

По мнению аналитиков, программа «Единой России», основанная на предложениях граждан, проработана более детально и предусматривает реальные механизмы реализации представленных инициатив.

Заместитель председателя Общественной палаты Омской области, член общественного штаба по наблюдению за выборами Игорь Боровский считает, что перед тем как идти на выборы, любая партия должна наладить обратную связь с населением, чтобы досконально знать проблемы людей.

– Только в этом случае программу партии можно будет считать народной. Я недавно побывал в Тюкалинском районе и лично убедился в том, что когда партия не пустые обещания раздает, а реальные проекты реализует, польза от этого людям огромная. Новый ФАП появился на селе, школа реконструирована, ДК отремонтирован. Жители все это видят и на выборах обязательно отдадут свои голоса не тем, кто только обещает, а тем, кто делает, – отметил Игорь Боровский.

Вывод простой: нынешние российские избиратели – люди любознательные и хорошо осведомленные. Их голоса вряд ли можно завоевать лишь декларативными изъяснениями, не подкрепленными механизмами реализации поставленных целей. Даже если в лозунгах эти цели самые благие. Доверие  вызовут лишь те программы, которые явились результатом кропотливой работы, основанной на сборе конкретных наказов избирателей и выработке реальных механизмов их исполнения.

Алексей Сафронов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *