Стать ученым будет просто, если в школе – «Точка роста»
В рамках федерального проекта «Современная школа» на базе Саргатской основной школы 1 сентября 2021 года был создан центр образования «Точка роста».
Благодаря «Точке роста» в нашей школе появились два обновленных кабинета с оборудованием для изучения физики, химии, биологии – цифровые лаборатории, все для ученических опытов, лабораторных работ, коллекции гербариев по разным темам курса биологии, комплекты химических реактивов. Словом, созданы все условия для повышения качества общего образования, изучения предметов естественно-научной направленности, для успешной сдачи ОГЭ по этим предметам, а также для занятий в кружках и клубах «Фейерверк опытов», «Занимательная физика», «Удивительное рядом», «Зоопарк», «Оксигениум», «БИОС», «Химия вокруг нас». Для всех любителей научных исследований, проектов и инноваций, стремящихся познать мир современных технологий.
Работают в Центре учитель физики Татьяна Александровна Дизер и учитель химии и биологии Наталья Викторовна Пушкарева.
В обучении химии большое значение имеет эксперимент. Анализируя результаты проведённых опытов, учащиеся убеждаются в том, что те или иные теоретические представления соответствуют или противоречат реальности. Большая часть школьников уже убедилась в этом в ходе экскурсий, мастер-классов, занятий кружков. Вот один из опытов, который удивляет всех, и ребята готовы его повторять снова и снова. Под руководством Натальи Викторовны Пушкарёвой юные химики взяли небольшой кусочек мягкого металла натрия, подсушили его на салфетке от керосина (он хранится в лаборатории в бутылке под слоем керосина) и опустили в склянку с дистиллированной водой. Этот кусочек начал быстро «бегать» по воде, искрить и даже у некоторых экспериментаторов воспламенился, а через некоторое время растворился. И когда в раствор добавили индикатор – фенолфталеин, жидкость стала малиновой, а потом снова прозрачной, когда туда добавили серную кислоту. Это ли не волшебство?
А еще «наваяли» симпатичных змей! Опыт так и назывался «Фараоновы змеи». Карбонат натрия – препарат, который многие используют для укрепления костей, поджигается, можно с использованием сухого горючего. Обо всем этом Наталья Викторовна сообщила в ходе опыта, и многие юные химики собрались провести его дома. И, конечно же, сразу получили от учителя наставления о соблюдении правил техники безопасности. В кабинете же «Точки роста» таблетки карбоната натрия были положены на металлическую поверхность и подожжены с помощью газовой горелки. Во время горения таблетки стали подниматься, двигаться, поворачиваясь в разные стороны, и в конце-концов замерли, став настоящими серыми змеями.
На экскурсиях для учащихся начальной школы, а их с начала года уже проведено 12, были приоткрыты и другие тайны науки химии и секреты биологии. Как не заинтересоваться теперь школьникам биологией, если в Центре естествознания есть интересные приборы и инструменты – микроскопы, гербарии, модели, коллекции для проведения лабораторных работ? С помощью датчиков цифровой лаборатории можно провести оценку жизнедеятельности организма человека – его давления, пульса, температуры тела, частоты дыхания, ускорения движения. Или параметров окружающей среды – влажности воздуха и почвы, освещённости, силы звука.
Наука физика также заворожила всех, кто успел побывать в кабинете физики «Точки роста». Татьяна Александровна Дизер приглашает всех посещать кружки и курсы, начиная с 3-го класса. Восхитившись нереальностью происходящего на экскурсиях, даже первоклассники планируют в будущем «пойти на физику», чтобы приобрести знания о механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях, о физических величинах, умение наблюдать и описывать явления окружающего мира. Такие внеурочные занятия позволяют школьникам знакомиться со многими интересными вопросами физики, выходящими за рамки школьной программы, расширять целостное представление об этой науке, ее проблемах. Ребята с удовольствием участвуют в опытах и экспериментах. Например, взяли стакан с водой, накрыли листком бумаги и быстро перевернули его вверх дном. Вода не вылилась! Хотя должна была, ведь она давит на лист сверху. А Татьяна Александровна объяснила: «Все тела на поверхности Земли окружены воздухом. Он только кажется нам невесомым. На самом деле атмосфера давит на поверхность Земли и на нас с вами, причём, с немалой силой. Это явление называется атмосферным давлением. Вода из стакана не выливается, потому что снизу на неё действует сила атмосферного давления». Электромагнитные же опыты напомнили всем явления из жизни, когда волосы намагнитятся о какую-нибудь поверхность и поднимаются. У Татьяны Александровны воздушный шарик, наэлектризовавшись при натирании, приклеивался к стене кабинета, кусочки мелкой бумаги стремились к «волшебной» эбонитовой палочке, ленты султанчиков поднимались вверх при поднесении к ним шарика. Проследили ещё и за звуковыми явлениями, когда камертон долго не замолкал, а воздушный шарик пел мелодию, потому что, как выяснилось, в нём была гаечка. А опыты тепловых, световых, механических явлений подтвердили, что физика буквально окружает нас, и с ней связаны многие возможности – телевидение, средства связи, автомобили, поезда, самолеты…
Изучать физику школьникам теперь поможет цифровая лаборатория, комплекты элементов для экспериментов по механике, молекулярной физике (калориметр, термометр, весы), электродинамике (вольтметры, амперметры, резисторы, реостаты), оптике. Школьники научатся проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений, пользоваться измерительными приборами (весами, динамометром, термометром), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов. А главное – ребенок в процессе познания, приобретая чувственный опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают процесс мышления. Наконец экспериментальная деятельность способствует общему интеллектуальному развитию. Центр «Точка роста» нацелен на поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи, на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся.
Уже сейчас, по истечении совсем небольшого времени с момента открытия Центра естествознания, у нас есть неплохие результаты научной деятельности. Это победа восьмиклассницы Кикава Илоны под руководством Пушкарёвой Н.В. в региональном конкурсе научно-исследовательских и проектных работ, выполненных с использованием оборудования «Точки роста». Это и участие во Всероссийских лабораторных работах по биологии и химии «Универсалиум», участие команды школы в «Омском турнире юных биологов-2021». Девятиклассница Шалабанова Кристина участвовала в V Всероссийском конкурсе «Школьная проектная олимпиада». Наталья Викторовна Пушкарёва была членом жюри VI регионального этапа Всероссийского биологического турнира «Юный биолог», подготовила видеоролик для заседания районного методического объединения учителей химии и биологии об использовании цифровой лаборатории.
Так что стать биологами, химиками, физиками теперь просто, если в школе есть «Точка роста»!
Наталья СЫЧЕВА, учитель Саргатской основной школы, фото автора