Гайдай на все времена

100-летний юбилей Леонида Гайдая, выдающегося режиссера- комедиографа отмечает в этом году  наша страна. Вряд ли найдется хоть один рожденный в СССР, кто не видел комедии «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «12 стульев». «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть». Начав смотреть гайдаевские фильмы в детстве, мы и доныне находимся под их обаянием, пересматриваем и снова и снова наслаждаемся. В Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля завершила работу интерактивная выставка, посвященная творчеству Леонида Гайдая.

«Операция «Смех»

Фильма с таким названием не было в отечественном прокате среди кинокартин Леонида Гайдая – так называлась его комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» в Швеции и Великобритании. Все его киноленты   –  это «Операция «Смех». «Люди так тяжело  живут. Пусть посмеются», – так выражал свое творческое кредо Леонид Иович. Придумывая забавные сценки,  был озабочен: «А будет ли это понятно и смешно бабушке в Йошкар-Оле?»  И снимал так, что от смеха помирали и дети, и взрослые, и рафинированные интеллигенты, и простой народ.

Выставка, посвященная жизни и творчеству Леонида Гайдая, пытается ответить на вопрос, как он создавал свои шедевры. Биографические эпизоды здесь чередуются с киносъемочным антуражем. Фотографии родительского дома в Иркутске,  фотографии с актерами, киноафиши тех лет, киносъемочная аппаратура, воссозданный стеллаж с бутылками  из «Самогонщиков»: ряженка-забируха, кисель подпольный, напиток-спотыкач, автомобиль-инвалидная мотоколяска Серпуховского мотоциклетного завода СМА С-3А, которую в народе окрестили «моргуновкой» (ею в фильме управлял Е. Моргунов),  хлопушка, которой отделяют один съемочный эпизод от другого.

Был он человеком не публичным, закрытым, на телеэкранах не светился, на публике появлялся по мере производственной надобности. Каков он из себя, каков его облик, мы увидели относительно недавно, когда о нем начали снимать документальное кино, исследовать его жизнь и творчество (Леонид Иович умер в 1993 году в 70-летнем возрасте).

После детства была война

В детстве он засматривался на комедии с участием Чарли Чаплина, и, бывало, прятался в кинотеатре, чтобы после завершения сеанса еще раз  просмотреть фильм с участием «великого немого».  Может с этих просмотров и берут начало гайдаевские комедии, в которых мало слов, но они ушли в народ, стали крылатыми фразами.

В годы Великой Отечественной войны, в 1942 году, он получил повестку и был направлен  в Монголию для охраны многочисленных табунов (Монголия была нашим верным союзником в тяжелой войне,  поставила  более полмиллиона лошадей для нужд фронта). Но мобилизованного не устраивала  «пастушья жизнь», и он рвался на настоящую войну. Однажды в монгольский полк приехал комиссар для набора добровольцев.

– Кто в кавалерию? – спрашивал военачальник.

– Я, – кричал Гайдай.

– Кто в артиллерию?

– Я.

– Да погодите вы, дайте огласить весь список, – одергивал  комиссар ретивого бойца (похожий эпизод появится в одной из киноновелл про студента Шурика, перевоспитывающего лодыря Федю).

Желание бойца оказаться на передовой удовлетворили. Он воевал в разведке, добывал «языков», пока в 1943 году не подорвался на мине.  Ногу от ампутации спасли, но  после долгого лечения  списали из армии.

Потом были попытки поступить на актерский факультет  Всесоюзного института кинематографии. Леонид не прошел по конкурсу, но  его  с распростертыми объятьями взяли на режиссерский факультет.

Талант видеть и слышать

На чердаке родительского дома в Иркутске молодой режиссер нашел газету и прочитал  стихотворный фельетон Степана Олейника  «Пес Барбос  и необыкновенный кросс», про трех браконьеров, пытавшихся глушить рыбу динамитом (на одном из выставочных стендов висит оригинал этого произведения). То, что для многих не представляло никакого интереса, увлекло Леонида, и он написал, опираясь на содержание фельетона, киносценарий. На «Мосфильме посчитали его  не смешным, но денег и пленку на съемку выделили. Так на экранах впервые всплыла знаменитая  гайдаевская троица: Бывалый, Балбес и Трус, которых сыграли Евгений Моргунов, Юрий Никулин и Георгий Вицин.  И после  проката этой короткометражки все проснулись знаменитыми.  Но ведь надо было выбрать именно этих актеров! Или возьмите студента Шурика, которого блестяще исполнил Александр Демьяненко.

На одной из выставочных стен показаны  гайдаевские кинопробы на ту или иную роль. На роль незадачливого студента пробовались Василий Лановой, Александр Абдулов, Андрей Миронов, Михаил Кокшенов и другие – Гайдай предпочел неизвестного Демьяненко. Или «чуйка» относительно музыки: он открыл для кинематографии  Александра Зацепина, все мелодии к его фильмам сочинил мало кому известный  тогда композитор, инженер железнодорожного транспорта. «Песня про медведей», «Песня про зайцев», «Остров невезения», «Помоги мне» –  зацепинские. Александр потом стал настолько востребован, что сочинил песни к 120 кинокартинам и мультфильмам.

Через тернии – на экран

Гайдая отличала щепетильная раскадровка, каждый кадр в сценарии был разработан, прописан им до мельчайших деталей. Несколько листов из сценария фильма «Бриллиантовая рука» можно было здесь, на выставке,  посмотреть. На их полях – рисованные Леонидом миниатюрки, например, Геша Козодоев, просыпающийся после разговора с «Шефом»: у него под глазом  фингал, вот он взвился над постелью после слов: «Чтоб ты жил на одну зарплату…».

Комедии пользовались всенародной любовью, но на экран  пробивались с большим трудом, кинокритики спускали всех собак на гайдаевские творения.   Посмотрев «Кавказскую пленницу»  (вышла  в 1966 году), председатель Госкино Алексей Романов заявил, что не пустит в прокат эту «антисоветчину», «это второсортное кино». Фильм был обречен на забвение. Каким-то образом об этой картине узнал Леонид Ильич Брежнев, генеральный секретарь компартии СССР, и попросил привезти ему эту киноленту на дачу для просмотра. На утро позвонил Романову и сказал, что  хохотал до слез – отличная картина. Председателю Госкино ничего не оставалось делать, как запускать ее в прокат…

Гений не объясним…

Выставка в омском музее – интерактивная. Заходя в стоящую  зале телефонную будку, сняв  массивную карболитовую трубку, можно послушать диалог вора-рецидивиста Жоржа Милославского («Иван Васильевич меняет профессию») с зубным врачом Антоном Семеновичем Шпаком. В другом укромном уголке можно услышать поздравления к Новому году от Аиды Ведищевой (именно в ее исполнении звучали «Песня про медведей», «Помоги мне»).

Но главная фишка выставки –  аскетический советский кинозал с простенькими сиденьями. На белом полотне экрана один за другим, вперемешку, идут яркие эпизоды гайдаевских комедий. Как не воспользоваться такой возможностью  и не погрузиться в придуманную Гайдаем – и музейщиками – магию!  Сзади меня сидела компания молодых людей  и смеялась на все голоса. Добрый юмор и свет комедий не померк со временем.

Дает ли выставка ответ на вопрос, как он это делал, как получались его  искрометные блокбастеры? Ведь не только Гайдаю присущ скрупулезный  выбор литературного материала   для будущего сценария, не только  он тщательно  обдумывал каждый кадр, безошибочно умел подобрать на роль актеров, мог четко объяснить им, как играть в той или иной сцене. Это присуще многим представителям этой творческой профессии. Но разве можно объяснить, как рождается шедевр, как обыкновенный человек  превращается в гения?!

Олег ШИПИЦЫН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *