История газеты. Путь длиною в 70 лет

Первый номер нашей газеты вышел в мае 1937 года, в самый жестокий год, в год репрессий. Но газета, выйдя в свет, стала и летописцем района, и отражением самых существенных политических и экономических событий страны. Называлась она тогда – «Ленинская трибуна». Небольшой листок – всего две полосы, с тиражом 500 экземпляров. Выходила два раза в неделю. Небогатым было оборудование типографии. Шрифтов имелось немного, а печатные машины приводились в движение усилием ноги. Набор приходилось вести при свете керосиновых ламп. На ее страницах рассказывалось и о том, что семья колхозника Кабакова из «Красного знамени» в 1937 году заработала рекордное количество трудодней – 1214, на которые получила 500 пудов хлеба и 2 тысячи рублей денег, и о том, что воздушные силы Германии 2 сентября совершили налет на военные объекты Польши.

Как и чем жила в те годы районка, мы можем судить по записям из книг приказов по личному составу и основной деятельности. Они хранятся в редакции и по сей день.

40-е годы… Газета стала вестником  фронтовых событий. В каждом номере сообщалось о продвижении советских войск, о победах и поражениях, о подвигах наших солдат. Наши коллеги тоже помогали фронту, чем могли. Работники коллективов редакции и типографии газеты «Ленинская трибуна» перечислили свой месячный оклад – 300 рублей, в фонд обороны. На совещании работников было принято решение – отчислять однодневный заработок в фонд обороны ежемесячно, пока не кончится война.

Первые послевоенные годы – страна встречает своих героев. На страницах газеты появляются публикации о чествовании орденоносцев. Поднимаются из руин города, строятся новые заводы и дороги. В нашем районе газета также отмечает улучшение жизни, стабилизацию производства, трудовые победы.

50-е годы. В стране продолжается восстановление разрушенного войной народного хозяйства. «Ленинская трибуна» освещает до-стижения и преобразования в районе. И сама борется за улучшение качества газеты. В редакцию и типографию приходят новые перспективные работники, меняется и руководство газеты. В августе 1954 года газету возглавил Александр Николаевич Щербаков – ветеран войны, человек творческий и очень ответственный. Он сумел сплотить коллектив газеты, сумел сделать газету интересной, читаемой и любимой саргатчанами. В эти же годы тесно сотрудничал с районкой писатель и журналист Николай Максимович Бутов. Его материалы стали настоящим украшением газеты.

В 1965 году газета стала называться «К новым рубежам». Ее возглавил Александр Сергеевич Хижняк – человек большой души и таланта. Таланта руководителя и журналиста. О нем и по сей день очень часто вспоминают те, кто с ним работал. Вспоминают с огромной теплотой. Был Александр Сергеевич по-отечески заботлив к молодым работникам. Под стать редактору были и сотрудники редакции: заместитель редактора Валентин Николаевич Пусторнак, ответственный секретарь Иван Борохов, корреспонденты Николай  Медведев, Владимир Кабаков, Николай Тюфягин, Юрий Борохов.

В 70-е годы наша районка становится настоящей кузницей кадров. Например, корреспондент Николай Медведев стал впоследствии ответственным секретарем Муромцевской районной газеты, Анатолий Иванов был переведен на партийную работу, Николай Тюфягин стал редактором одной из омских многотиражек. Приходит работать в газету Клавдия Силина, ставшая ответственным секретарем Крутинской районной газеты, Дмитрий Нелидинский – будущий редактор нашей газеты. Сегодня многих из этих людей уже нет среди нас.

90-е годы  – непростые как для самой газеты, так и для ее коллектива. Финансовая и экономическая нестабильность стали серьезным испытанием для всех. Многие журналисты были вынуждены покинуть газету, ведь произошло резкое сокращение штатов: с 8 творческих работников до 3-х. В 1997 году в юбилейном номере, посвященном 60-летию газеты, Татьяна Шелинская, ответственный секретарь в то время, пишет: «Сейчас, когда газете 60 лет, кто ранее набирал ее вручную, забыл давно: у нас машинный строкоотливной набор. И реалы заполнены разными гарнитурами, начертаниями, размерами шрифтов. И есть даже печатная машина с самонакладом. Но это далеко не последние достижения. На смену этому оборудованию и высокому способу печати давно пришли фотонабор и офсет, новые методы изготовления фотоформ и компьютерная техника. Но вряд ли это будет вскоре у нас…». Но уже через год в нашей редакции при помощи Комитета по делам печати и полиграфии администрации Омской области появилась компьютерная техника – настольно-издательская система. И с октября 2001 года газета перешла на компьютерную верстку и стала печататься в Омской областной типографии.

Устаревшие формы подачи ограничивали развитие содержания, адекватного времени. Для широкого пользования всей палитрой, всем набором выразительных средств компьютерного дизайна и верстки нам потребовался переход с двухразового выхода газеты в свет на еженедельник объемом в восемь полос. Четырехполоску съедала и разжижала текучка, ее задавливали большие по объему строк материалы, а в оперативностью она все равно не отличалась. Наш козырь – аналитические материалы, подробности, житейская мелочевка, доверительный разговор с читателем, широкий спектр охвата тем и проблем. То есть была пересмотрена в целом концепция газеты.

Кроме того, нужно было учиться зарабатывать деньги, имея такую благодатную для этого возможность – как печатная площадь. К тому же, мы оставались монополистами на этом поприще. А рекламные доходы при этом были незначи­тельными – не достигали и 20 процентов. При таком раскладе газете оставалось лишь уповать на государственную поддерж­ку. Но даже наши учредители — Администрация Омской области и районная Администрация – были не в состоянии полностью компенсировать возросшие за­траты на издание нашего печат­ного органа, как, собственно, и всех остальных газет Омской области.

Был предпри­нят ряд шагов, позволивших вывести изда­ние из кризиса. В 2002 году мы серьезно занялись активизацией  рек­ламной деятельности, поиском альтернативных способов реализации своей газеты, а значит – увеличением собственных доходов. Газета никогда прежде не распространялась в розницу. Нашу идею продавать районку в магазинах райцентра поддержали частные предприниматели (здесь пришлось поработать – не все соглашались, так как продуктовым магазинам требовалось на то разрешение санэпидстанции): начали со 100 экземпляров в 8 магазинах, сегодня только в районном центре мы продаем порядка 1200 экземпляров своей газеты в 25 магазинах 12 предпринимателей (многие из них стали не только нашими постоянными рекламодателями, но и хорошими спонсорами, помощниками в проведении традиционных лотерей для подписчиков газеты).

Были предприняты шаги по организации альтернативной подписки, удалось привлечь в качестве постоянных читателей работников предприятий. Они получают газету в редакции сами. Стоимость подписки таким способом гораздо дешевле (если сегодня стоимость полугодового комплекта на нашу газету с доставкой на дом, то есть через почту – 160 рублей, то с получением в редакции – всего 100 рублей). К тому же, ответственный за доставку газеты на своем предприятии, если он смог организовать подписку на 10 и более человек, получает газету бесплатно.

Уже через полгода тираж нашей газеты удалось заметно увеличить: с 2500 до 3400. В 2003 году, по итогам работы за 2002 год, редакция газеты «К новым рубежам» была отмечена Комитетом по делам печати Администрацией Омской и УФПС Омской  области Дипломом «За значительное увеличение тиража газеты».

В 2003 году была достигнута договоренность с Центром занятости населения о трудоустройстве на работу в редакцию в качестве курьеров стоящих на учете по безработице деревенских жителей.  Причем Центр занятости оставлял за собой выплату ежемесячного пособия такому работнику, если он добросовестно выполнял работу по доставке газеты в село. Зарплата курьеру была предусмотрена и редакцией: 20 процентов от реализации, плюс частичная компенсация затрат на автотранспорт, так как курьеру нужно приехать один раз в неделю в редакцию за тиражом – как правило  на автобусе, туда и обратно. Курьеры у нас работают и по сей день – на их долю приходится около 500 экземпляров. Договор с Центром занятости остается в силе.

Благодаря всем этим изменениям газета стала более привлекательной и для читателей, и для рекламодателей.

Изменение структуры рекламной службы позволило нашей газете в несколько раз увеличить  объём рекламных поступлений. До 2002 года объявления, поздравления занимали лишь треть полосы (страницы). В летний период – и того меньше: объявления практически исчезали. Лишь изредка люди приходили в нашу редакцию, отложив свои садово-огородные дела, чтобы че­рез газету поздравить родных и близких. Для того чтобы подстегнуть активность читателей, мы проводили «Недели льготных объявлений», понимая, что лучше потерять небольшую сумму, чем не получить доходов совсем. Занялись поиском серьезных рекламодателей, которые бы гарантировали нам постоянный доход. И нашли их не только  у себя в районе, но и в Омске, и даже в Москве и Санкт-Петербурге. Заключили договоры на оказание информационных услуг с Пенсионным фондом, с Фондом социального страхования, с банками, со службой соцзащиты, с несколькими Омскими рекламными агентствами (с которыми, кстати, сотрудничаем до сих пор). И даже с районной Администрацией. А с введением 131-го Федерального закона о местном самоуправлении – заключили договора на оказание информационных услуг – на издание на базе нашей газеты «Муниципальных вестников» для всех поселений (в Саргатском районе 8 сельских поселений и одно – городское).

Мы поддержали предложение коллег – редакторов других районных газет о предоставлении читателям такой услуги, как размещение частных объявлений в других районных газетах.

Сегодня объем рекламы в нашей газете приближается до максимальной, позволенной федеральным законом «О рекламе» – не более 40 процентов газетной площади в одном номере.  Иными словами –  газета научилась зарабатывать сама.  Собственные доходы издания уже составляют более 50 процентов.

В этом году  в штатное расписание по нашей инициативе была введена должность заведующего рекламно-производственным отделом – с тем, чтобы серьезно заняться производством дополнительной печатной продукции, тем более, что некоторый опыт у нас уже имеется. В 2004 году был приобретет цветной лазерный принтер, и с его помощью редакция оказывала населению услуги по изготовлению фотографий, буклетов, абонентских книжек и т.д., услуги ксерокопирования. В этом году в основном за счет собственных доходов мы приобрели тиражный аппарат-дупликатор формата А3, гильотину, степлер для брошюр. Принимаем и выполняем заказы на изготовление бланочной продукции, брошюр и т.д. Заключили договор с омскими фирмами на приобретение  бумаги.

Меняется и содержание газеты. Наше кредо — публикация материалов, которые дают людям возможность правильно ориентироваться в жизни и принимать правильные решения. Думаю,  нам удается находить разумный баланс между официальными со­общениями и публикациями истинно народ­ного, массового характера.

В последние годы произошёл достаточно большой приток молодых кадров. Сейчас они составляют более половины сотрудников. Нам удалось получить ведомственную квартиру для молодого специалиста из своего района – выпускницы журфака Наталье Лопаревой. И в то же время газета всегда опирается на высо­коквалифицированных журналистов. В газете трудятся четверо профессиональных журналистов: Олег и Ольга  Шипицыны, Наталья Лопарева, Евгения Храмова и Наталья Карандашова. 28 лет работает в редакции бухгалтером Тамара Хохлова.

Такое сочетание молодости и опыта, задора и мастерства позволяет выпус­кать востребованное читателями издание. При этом журналистам работается до­статочно комфортно, поскольку мы не ощу­щаем давления со стороны властей. Конечно, государственное влияние при­сутствует. Но не в форме директивных ука­заний, а в рамках вполне цивилизованного государственного заказа.

Сегодня газета активно освещает реализацию приоритетных национальных проек­тов. Мы попытались отказаться от тупой про­паганды, а постарались построить информа­ционное обеспечение национальных проек­тов таким образом, чтобы предлагаемая ин­формация была прежде всего полезна лю­дям. Так, освещая реализацию национально­го проекта в сфере АПК, газета опубликова­ла много материалов, рассказывающих о том, какие конкретно шаги нужно предпри­нимать людям, чтобы получить льготные кре­диты, каким образом их эффективно исполь­зовать, где приобрести стройматериалы, осуществить закупку скота, семян, техники. Было много публикаций о конкретных участ­никах проекта, их опыте. И это, несомненно, способствовало тому, что в Саргатском районе сегодня активно реализуются федеральные и областные программы поддержки в строительстве жилья молодым специалистам, молодым семьям, работникам бюджетной сферы.

Власть обозначает социальный заказ, газета его реализует, и не потому, что желает выслужиться, а потому, что это выгодно как изданию, так и читателю.