Собирался ли Петр I сносить Омск?
В России множество городов носит гордое звание «город Петра», поскольку были основаны в эпоху царя-реформатора. Среди них, само собой, Санкт-Петербург, а такжеТаганрог, Екатеринбург, Бийск. И Омск!
Хотя, может ли наш областной центр считаться Петровским городом, – большой вопрос. Это противоречие, правда, не слишком афишируемое при освещении истории столицы нашего региона, существует давно. С одной стороны, Омск, основанный в петровскую эпоху, должен считаться городом Петра. А с другой, можно ли считать императора в числе основателей, если царский указ о закладке Омска пока не найден? Да и был ли он? Больше того, в свое время самодержец вроде бы даже приказывал снести крепость, заложенную подполковником Бухольцем на берегах Оми (Омь в переводе с языка барабинских татар означает «тихая»).
Информацию о желании Петра снести Омскую крепость опубликовал в 1916 году, ссылаясь на указ царя от 19 января 1721 года, известный сибирский историк Георгий Катанаев (1848-1921).
Но прежде чем привести текст указа, следует прояснить некоторые азиатские реалии первой четверти XVIII века.
Омская крепость, основанная в 1716 году, стала отправной точкой, от которой в течение четырех лет русские взяли под контроль берега Иртыша на 920 верст на юг, возведя Ямышевскую, Железинскую, Семипалатинскую и Усть-Каменогорскую крепости. А земли вдоль Иртыша в то же время своими считало мощное кочевое Джунгарское ханство. Однако начинать войну с Русью джунгары не спешили. На своих южных границах они постоянно конфликтовали с Китаем, не было у них дружбы и с соседями-казахами на западе. Обретать еще одного врага, на севере, им было не с руки.
И вдруг почти все иртышские крепости, кроме двух, Петр решает снести. О чем появился соответствующий указ, его и упомянул Катанаев в своей работе «Историческая справка о том, как и когда основан город Омск». Вот содержание документа: «1721 г. января 19. – Указ царя Петра I о развитии торговли с Цинской империей и др.
Крепость Ямышевскую укрепить и оселить, а протчие разорить новые, кроме Амской. С контойшею зделать мир и завесть купечество с ним, также х китайским городам Селим и Даба, также и к жилищу далай-ламы сие также.
И под сим, о чем упомянуто, писано его царского величества собственною рукою в Сенате генваря 19 дня 1721 году, которое содержитца в Сенате секретно.
Канцелярист Федор Неронов» (Русско-китайские отношения в XVIII веке.Том I).
Целых сто лет после выхода брошюры Катанаева считалось, что Петр в числе прочих «новых» иртышских крепостей хотел снести и Омскую. Правда, с Катанаевым не соглашался знаток старинных крепостей архитектор Виктор Кочедамов (1912-1971), но доказательства последнего не были столь четкими, как у соперника.
В середине марта нынешнего года директор Омского государственного историко-краеведческого музея Петр Вибе выступил с докладом, который, кажется, расставил все точки над «и». По мнению доктора исторических наук П.П. Вибе, царь не собирался сносить крепость на Оми, о чем ясно говорит сам текст указа. Просто в нем, видимо, по вине писаря допущена ошибка. В предложении «Крепость Ямышевскую укрепить и оселить, а протчие разорить новые, кроме Амской» вместо слова «Амской» следует читать «Омской», поскольку на Иртыше не было Амской крепости. Но дело не только в одной букве. Через год после подписания указа, то есть в 1722 году, инженером де Гранжем был создан план крепостных укреплений на Оми. А какой смысл давать команду о разработке нового проекта для крепости, если она все равно будет разорена?!
Остается добавить, что вообще ни одна крепость на Иртыше не пострадала. Ими Петр решил пожертвовать ради расширения государства. Ожидалось добровольное вхождение Джунгарского ханства в состав Руси. А когда джунгары передумали принимать русское подданство, тогда русский царь передумал сносить крепости.
Виктор ГОНОШИЛОВ, фото автора