Когда раны не боевые…
Руслан Костин из села Щербаки был на войне, видел смерть, видел, как гибли его товарищи… Он служил в Чечне. Ему посчастливилось вернуться домой целым и невредимым.
Но вскоре с ним случилась трагедия – он попал в автомобильную аварию. Выжил. Но оказался прикованным к инвалидной постели. С тех пор прошло десять лет… 10 лет Руслан борется за жизнь.
Возвращение
Трагедия произошла зимой 2001 года. Руслан Костин тогда только вернулся из армии, из Чечни, устроился в Омске на работу – охранником на Первомайский рынок. Жил у родственников. После трудового дня, как обычно, спешил домой. Переходя улицу в районе автовокзала, угодил под машину. Водитель не справился с управлением на обледеневшей дороге и сбил парня на полном ходу. «Последнее, что я помню – удар и резкая боль, – говорит Руслан, – меня как будто распилили надвое. Не чувствовал ни рук, ни ног. Потом – темнота и пустота…» Кома. Четыре месяца реанимации. Аппараты и трубки, подпитывающие едва теплившуюся молодую жизнь. Почти год Руслан провел в омских больницах, наблюдался у лучших нейрохирургов, перенес четыре операции на руках и ногах. Но приговор врачей был суров: «Ходить не будет». Поверить в случившееся было сложнее всего на свете. Ведь у тебя все было нормально – будущее, планы, мечты. И в один миг это «нормально» закончилось. И это даже не страх и не ужас, просто бесконечные вопросы и непонимание, как жить дальше. Придя в себя в палате общей терапии, Руслан учился заново принимать пищу, без трубок, из шприца, с помощью которого его кормила мама. Светлана Васильевна оставила работу лаборанта в школе, чтобы ухаживать за сыном. «Нас никогда не покидала надежда, что мальчик мой будет хоть немного двигаться», – вспоминает она. И когда Руслан самостоятельно поднял голову – это было настоящим чудом. А дома, впервые после трагедии, он начал говорить. И первой фразой было: «Папка, дай воды попить!» Отец тотчас появился на пороге с кружкой и с улыбкой на лице: «С возвращением тебя, сынок!»
По-новому
После всего, что пришлось пережить, Руслан уяснил главное – береженого Бог бережет. И что надо жить дальше в любом состоянии, жить по-новому.
– Мужчина в любой ситуации должен оставаться мужчиной, – уверен Руслан. – Я был на войне и видел смерть, видел, как гибли мои товарищи, совсем еще мальчишки. А я уцелел, видно, так было суждено. И сегодня я не хочу быть растением, борюсь с недугом, борюсь за жизнь.
Лежа на специальной, многофункциональной кровати, которая работает как трансформер, помогая ему приподняться, Руслан самостоятельно делает зарядку, укрепляет ослабшие мышцы. Иногда передвигается по дому на инвалидной коляске. Жалеет он лишь о том, что не помощник теперь родителям. Да и к любимой технике уже не подойти, не прокатиться с ветерком на мотоцикле. Однако если забарахлит домашний транспорт, Руслан – первый подсказчик, как исправить поломку. Появилось у него и новое увлечение – Интернет, и друзья в разных уголках нашей страны, с которыми он общается в «аське». Ему интересно, где и что происходит, он не пропускает новостей о спорте, музыке, кино. Однако виртуальный мир, позволяя на какое-то время забыть о недуге, вовсе не заменяет ему мира реального. И в этой жизни у него есть настоящие друзья. С.А. Ушакова, председатель районного общества инвалидов, членом которого стал Руслан, О.Л. Девятова, ведущий инспектор Управления министерства труда и социального развития, В.Ф. Пацуков, главный врач Саргатской ЦРБ, Г.С. Беляцкая, руководитель благотворительной организации «Каритас», О.К. Кодатенко, глава Щербакинского поселения. Это те, кто помогал ему в трудную минуту – с коляской, кроватью, лекарствами, и продолжает помогать. Недавно, благодаря стараниям С.А. Ушаковой, Руслан побывал в Омском реабилитационном центре «Русь», где отдыхают и лечатся такие же, как он, участники боевых действий.
В Саргатке будет лучше
У Руслана есть заветная мечта – переехать из Щербаков в Саргатку. Конечно, дома тоже неплохо: родители создают уют по мере своих сил. Но в райцентре, в благоустроенной квартире, ему будет гораздо лучше. Руслану необходимо постоянное врачебное наблюдение, консультации, лечение, медицинский массаж. А в тех условиях, в которых он сегодня находится, это не возможно, на местном ФАПе нет нужных специалистов. Да и маме, которая теперь тоже на инвалидности, требуется качественная медицинская помощь. Уже не один год их семья пытается решить проблему с переездом. Но пока безуспешно. С 2004 года Руслан стоит на очереди. Как участнику боевых действий, на основании закона РФ «О ветеранах», ему полагается денежная сумма на покупку жилья из средств федерального бюджета. Однако очередь движется медленно, впереди Руслана – еще 18 нуждающихся. В прошлом году, по словам специалистов общего отдела районной администрации, деньги смогли получить очередники 2001 года. Светлана Васильевна прошла не одну инстанцию, в надежде, что сына поставят поближе. Обращалась в Министерство труда и соцразвития Омской области и даже в приемную президента. И везде получила один ответ: надо подождать. Кроме того, ей сказали, что в первую очередь на получение денег могут рассчитывать молодые люди, вернувшиеся из горячих точек с тяжелыми ранениями и ставшие после этого инвалидами. А у Руслана ситуация иная. Ну не виноват он, бывший спецназовец, что вернулся из чеченского ада целым и невредимым, а увечья получил в мирное время. Однако против закона не пойдешь. Вот дал бы еще Бог ему сил и терпения, чтобы дождаться того момента, когда можно будет хоть и на инвалидной коляске, но перешагнуть порог своей новой квартиры…
Евгения ХРАМОВА, фото автора