Павел АБАИМОВ: Мальчишки – прекрасный занятный народец
За предыдущий год на страницах нашей газеты прижилась, на взгляд сотрудников редакции, хорошая традиция: рассказывать о людях, чьи фотографии помещены на районную Доску почета. Они лучшие среди нас, поэтому их жизненный опыт полезен как для молодых, так и не очень молодых саргатчан (учиться ведь никогда не поздно). И в наступившем году редакция не намерена отступать от сложившейся традиции. Мы продолжим знакомить наших читателей с судьбами лучших людей района.
Герой сегодняшнего интервью – преподаватель Саргатской школы искусств Павел Абаимов – замечательный педагог и редкого обаяния человек. Символично, что фоторяд на Доске почета начинается с его фотографии, фотографии Учителя, потому что какими воспитаем детей, такое будущее страны и получим. Абаимов ведет класс народных ремесел, который в поселке принято уважительно называть Школой ремесел. При подготовке материала мы не стали отказываться от последнего названия.
Главное – быть мужчиной
– Павел Максимович, вас сильно расстраивает, когда на улицах Саргатки встречаете парня «подшофе» из числа бывших питомцев Школы ремесел? Вы же его учили другому: светлому, вечному, доброму…
– У меня пока не было причины расстраиваться по этому поводу. Конечно, с парнями, которые мальчишками занимались у меня в Школе ремесел, я иногда на улицах поселка сталкиваюсь, но ни одного из них даже с сигаретой в руках не видел, не говоря уж о том, чтобы встретить пьяным. Мне приятно, что они ко мне все, без исключения, хорошо относятся. Уходят в армию – придут попрощаться, вернутся из армии – зайдут доложиться.
– Прямо-таки идиллия!
– Почему? Как ты к ним – так и они к тебе. Стараюсь строгость без нужды не демонстрировать. На занятиях говорю: «Баловаться у меня можно, драться – нельзя». Все равно иногда схватываются – разнимаю. Пацаны, сколько пацифистами не воспитывай – дух бойца не выветрится. В изделиях мужской характер тоже проявляется. Пистолеты и автоматы любят мастерить. Это ж не только у нас. Мы недавно часть своих поделок в один из детских домов Омска отправили. Там наряду с лошадками и вертолетами «на ура» принимали те же пистолеты и автоматы. Прочные, из дерева – не пластмасса.
– Среди ваших питомцев не было отговорок, что не хочется на других работать?
– Мальчишки с радостью готовили подарки. Сейчас думаем над второй партией. У меня есть один знакомый в Омске, который говорит, что сколько сможет, столько и будет помогать ребятишкам того детдома. Через него и мы в добром деле участвуем.
– Чему учите своих «ремесленников»?
– Учу главному – быть мужчиной и хозяином в собственном доме. Любой, у кого ножовка и молоток из рук не выпадает, в этой жизни никогда не пропадет.
– А подробнее.
– Программа обучения большая, на пять лет рассчитана. Школа ремесел дает дополнительное образование. Много теории: история искусств, рисунок, основы технологии материалов – рассказы о том же дереве, о красках и пропитках. Но больше всего мои ученики любят практические занятия по декоративно-прикладному искусству. Работать с деревом. Чем сложнее изделия, тем больше тяга к ним. Чтоб фигуры составными были, чтоб над соединениями попотеть. Расписать красками.
– Что изготавливают?
– В основном старинную русскую игрушку, ту, которую российские мастера делают уже лет двести-триста. Те же лошадки на колесиках, деревянные погремушки. Это небольшие по размеру изделия. А есть и вполне солидные: лошади-качалки, сундуки для приданного, санки. От современности не отворачиваемся: корабли, вертолеты, самолеты. Всего не перечтешь, десятки наименований. Мальчишки относятся к себе требовательно. Недавно мы на конкурс в Омск отправили пять работ – и все они были выставлены в Сибирском культурном центре. Попадание стопроцентное.
– С какого возраста набираете учеников?
– С десяти-двенадцати лет. Пробовал принимать 8-9-летних мальчишек – отказался. Сильно эмоциональные, только и растаскиваешь их. А в десять-
двенадцать они уже значительно серьезнее. Всего у меня восемнадцать учеников. Две группы. Многовато, хотя в нашу школу очередь. Каждому надо показать, каждому надо рассказать – сложно каждому уделить необходимое внимание. Они же работают с режущими инструментами – следить приходится, чтоб не поранились. Старшим доверяю и технику: токарный станок, электролобзик, шлифовальную машину, шуруповерт, само собой.
– Детям не сложно учиться в двух, средней и вашей, школах одновременно? Нагрузка высокая.
– Они сюда приходят после обеда. Мальчишки – занятный народец. Редко вижу среди них усталых. Большинству не помешало бы перед занятиями два–три круга по стадиону сделать, чтоб успокоиться. Большая подвижность у детей – это нормально. Было бы хуже, если бы они приходили понурыми и поникшими.
У них же возрастная потребность в движении. Мы время от времени зимой выбираемся в лес. Разводим костер, варим кашу, играем в войну; мальчишки катаются на санках и лыжах, борются вволю. Они хоть каждую неделю готовы совершать такие походы.
– А как их родители к вашим зимним походам относятся?
– Тоже с радостью. Дети в такие дни получают отдых от компьютеров. Добирается ребенок до дома, поел – и в постель. На компьютерные игры сил не остается.
Первые картины походили на иконы
– По разговору чувствую, вам нравится работать с детьми. Расскажите, как вы пришли в педагогику?
– Мой путь в нее извилист. Родился я в ноябре 1957 года в городе Юрюзань Челябинской области. Мама с папой работали на местном заводе, который выпускал известные в СССР холодильники «Юрюзань», а также много чего для министерства обороны, поэтому родители не любили откровенничать о своей работе.
У завода имелась производственная свалка, на которую был вхож наш сосед дядя Вася. Он брал меня туда с собой, я запасался огромными рулонами бумаги. Тетя, она работала чертежницей, снабжала меня карандашами. Я целыми днями создавал художественные полотна. И все в стиле иконописи, так как первыми картинами, которые увидел в своей жизни, были иконы. Мои дедушка Кондратий Иванович и бабушка Марья Ивановна были староверами, жили неподалеку от дома моих родителей, я часто бегал к ним. Первые заученные мною стихи тоже были религиозными – из Псалтыря. Дома дед и бабушка проводили красивые обряды. У бабушки имелся даже специальный обрядовый сарафан, шитый золотом. Наверное, все это и повлияло на мой выбор профессии.
Я поступил в техническое училище в городке Садка на оформительское отделение. Учили там многому и хорошо. Черчение, чеканка, мозаика, резьба по дереву – на всю жизнь навыки остались. И ни одно задание нельзя было сдать с первого захода.
– На преподавателей обижались?
– Нет, они умели спокойно объяснить, что эта требовательность для нашего же блага. В армии привитое ими терпение мне сильно помогало.
Позже я окончил художественно-педагогическое училище в городе Краснотурьинске Свердловской области. Четыре года проучился.
– Во второе училище вы поступили уже сравнительно в зрелом, для учащегося, возрасте. Какая в том нужда появилась?
– Мне тогда исполнилось 24 года. Хотелось профессионального роста. Я работал оформителем в казахстанском районном селе Федоровка, был специалистом второй категории, а душа жаждала получить высшую категорию – первую. Умения хватало, а образования не доставало.
– Но ведь 24 года! Пора о семье задуматься.
– Там, в Краснотурьинске, и женился на Марине, выпускнице того же училища.
– Откуда брались деньги на жизнь? Не на стипендию же семью содержали.
– С деньгами особых проблем как раз не ощущалось. У меня же имелся солидный стаж художника-оформителя. Руководители местных организаций часто обращались с заказами. При необходимости и вагоны разгружал, и садик сторожил.
– Когда же успевали готовиться к занятиям и экзаменам?
– В молодости ночи длинные.
– Как в Саргатку из такого далека попали?
– По распределению вместе с женой, теперь уже Мариной Александровной, приехали в 1985 году. Она взяла группу ребят. А я продолжил заниматься оформительской работой. Поначалу, думал, не наработаюсь.
– Почему?
– Так фронт работы необъятный. Райцентр, села. Везде требуются картины, плакаты. Художники из деревень приезжают, просят помочь советом. Невольно вспомнил свои практики от училища в Ленинграде, теперь – в Санкт-Петербурге. Тоже ходил по мастерским художников, слушал размышления мэтров о творчестве. Тут же сам – (произносит с иронией) авторитетный живописец.
– Когда конкретно с ребятишками начали заниматься?
– Первый класс набрал лет десять назад. Мы теперь, слава Богу, возвращаемся к своим национальным истокам. Вспомнили про народное творчество. Благодаря тому, что в Саргатке появились ребята, умеющие мастерить: создавать старинные русские игрушки, плести из бересты, нам есть чем заявить о себе на областных выставках и ярмарках. В «Континенте», где проходят подобные мероприятия, у наших рядов люди всегда задерживаются.
Жизнь «на земле»
– Свои дети есть?
– У нас с Мариной Александровной две дочки. Старшая – Даша, младшая – Маша. Первой чуть больше тридцати, второй чуть меньше тридцати.
– Они тоже живут в Саргатке?
– Нет. Уезжали учиться в Сергиев Посад, там обе повыходили замуж. У Дарьи муж священник, а у Марии – иконописец.
– Внуков много?
– Восемь. По две девочки и по два мальчика у каждой дочки.
– Радуют внуки?
– Конечно. Когда приезжаю в гости, так ревнуют: у всех поровну должен погостить. Игрушки по их заказам делаю.
– Ездите часто?
– Каждый год, как в стройотряд. Оба зятя строят собственные дома. Пара рабочих рук лишней не бывает.
– Скажите, а вы сами здесь, в Саргатке, живете в благоустроенной квартире или «на земле» – в частном доме?
– «На земле». Мы с женой обменяли трёхкомнатную благоустроенную квартиру на частный дом. Благодать. Усадьба на окраине поселка расположена. Рядом речка. Лебеди, утки на воде. Я даже не могу определить ощущение, с которым работаю в собственной мастерской. Ты никому не мешаешь, тебе никто не мешает.
Просто счастье.
Виктор ГОНОШИЛОВ, фото автора