Кодак Ретина – из Берлина
Виталий Павлович Костеннов из Саргатки, подполковник юстиции в запасе, хорошо знаком читателям нашей газеты. Его интересные рассказы о своей семье, земляках, истории родного края мы не единожды публиковали на страницах «районки». А недавно ветеран правоохранительных органов удивил еще одним своим увлечением – собирательским. Он бережно хранит старинные вещи, связанные с его родными и близкими, с Великой Отечественной войной. Среди них – фотоаппарат, который привез с фронта его отец.
На торжественном митинге 9 Мая в Саргатке Виталия Павловича трудно было не заметить. Привлекал внимание не только его парадный мундир с наградами, но и старинный немецкий пленочный фотоаппарат Кодак образца 1939 года. Им он фотографировал яркие мгновения праздника, своих коллег по службе. Удивительно, спустя столько лет техника работает. Многие подходили к Виталию Павловичу, интересовались, как эта старинная вещь попала к нему в руки.
Фотоаппарат Виталию Павловичу достался от отца – Павла Ивановича Костеннова, участника Великой Отечественной войны.
– Он рассказывал, что Кодак Ретина – фронтовой трофей. В поезде по дороге домой встретил однополчанина. Два товарища на радостях пели песни и радовались, а когда пришла пора прощаться – обменялись подарками, – вспоминает Виталий Павлович. – Отец протянул другу портсигар, а тот ему – этот фотоаппарат. Как обращаться с такой чудо-техникой, папа понятия не имел, и мама за ненадобностью схоронила его в своем сундуке. Я долго не знал о его существовании, пока всерьез не увлекся фотографией.
Дома у Виталия Павловича каких только фотоаппаратов нет – от первой советской любительской «Смены» до профессиональных «Зенита» и «Киева». Но Кодак Ретина – самый дорогой и, как показало время, надежный и в своем роде революционный. Это первая пленочная «мыльница», карманная камера-малютка, массовое производство которой наладили на одной из мануфактур Германии еще в 30-х годах прошлого века. Самой сногсшибательной новинкой для фотолюбителя была возможность перезаряжать ее при свете. Поэтому этот фотоаппарат был так популярен у военных фотокоров по обе стороны баррикад.
– Каким образом Кодак Ретина попал к другу моего отца, можно только догадываться, – рассуждает Виталий Павлович. – В освобожденной Европе люди выменивали на продукты ценные вещи – от именных карманных часов до дорогого фарфора. Отец привез маме в подарок ажурную вышитую скатерть и немецкие настольные механические часы «Юнгханс» в красивом деревянном корпусе из ореха. Они до сих пор идут, и по ним можно сверять время.
Как-то Виталий Павлович рассказал историю фронтового трофея своим коллегам из областного следственного Управления. На старинном фотоаппарате латинскими буквами выгравировано имя его обладателя – «Темме». Загорелись желанием, используя весь свой богатый поисковый ресурс, отыскать родственников его хозяина. Кто знает, может, в этой необычной истории еще рано ставить точку.
Наталья ЛОПАРЕВА, фото автора