Социальная служба – ближе, роднее, понятнее
Михаил Николаевич Березин со школьной скамьи мыслил связать свою судьбу с техникой, а получилось – посвятил всю свою жизнь работе с людьми. Сначала на партийном поприще, затем занимался управленческой, административной деятельностью, а последние 12 лет отданы социальной работе. Опытный, мудрый руководитель, прошедший серьезную партийную школу работы с людьми, когда главной идеологической задачей было – сделать труд основной жизненной потребностью человека. С этих задач начиналась трудовая биография М.Н. Березина. Этим он живет и по сей день.
Накануне его 60-летнего юбилея мы задали ему несколько вопросов.
– Михаил Николаевич, какой бы вы деятельностью ни занимались, партийной, управленческой, социальной, вы всегда были и остаетесь руководителем. Когда Вы почувствовали в себе силы взять на себя ответственность за других, управлять людьми?
– Начинал я всё-таки с техники. Окончил факультет механизации сельского хозяйства сельхозинститута, был стипендиатом от нашего совхоза «Шипицинский». Туда и вернулся после института, и сразу окунулся в профессиональную жизнь в должности инженера по сельхозмашинам. Это был огромный объем работы и большая ответственность. Только комбайнов насчитывалось 75 (сегодня во всем районе столько нет), столько же и комбайнеров, в совхозе было шесть отделений, на каждом свой механик, своя служба. И это все входило в подчинение инженера по сельхозмашинам… Но справлялся. Пять лет проработал. Я не говорю, что был каким-то высококлассным организатором, это к тому, что приобретался серьезный опыт работы с людьми.
– Михаил Николаевич, а что всё-таки оказалось Вам ближе по Вашему складу характера, на каком поприще, Вы считаете, преуспели более всего?
– Наверное, все же социальная работа ближе оказалась. Если партийная работа предполагала работу на перспективу, то здесь нужно было принимать решения или отказывать. Проблемы людей нужно было решать, не откладывая на завтра.
А вообще, наверное, и дальше бы работал в хозяйстве, мне нравилось, и, возможно, руководителем хозяйства какого-нибудь стал… Но судьба распорядилась по-другому. И решающее значение в этом принадлежало Александру Николаевичу Чернову. Он был первым моим жизненным, трудовым наставником. Опытный руководитель, я многому у него научился. Это с его подачи в 1978 году меня избрали председателем рабочего комитета. Вот здесь пришлось посложнее…
А еще через пять лет рекомендовали в колхоз им. Карбышева секретарем партийной организации. Работа становилась все более ответственнее и сложнее. Потом был период в качестве инструктора райкома партии, секретаря парткома колхоза «Сибиряк», захватил период расформирования компартии, стал заместителем председателя «Сибиряка» – по организационно-массовой работе. А затем в мою судьбу снова вмешался А.Н. Чернов – предложил место управляющим делами администрации района. Здесь я работал с 96-го по 2001 год. И тоже нравилось работать. Мне было интересно работать везде.
– Чем Вы гордитесь сегодня? Какими своими достижениями, успехами в работе довольны?
– Я пришел сюда в 2001 году, когда новая служба социальной защиты населения должна была сформироваться по-новому, Пенсионный фонд тогда отделился в самостоятельную структуру. Многие тогда задавали вопрос: чем эта служба будет заниматься? И я себе задавал этот вопрос.
В основном наша служба занималась назначением пенсий, и было всего одно отделение – социального обслуживания граждан на дому. В других районах сеть обслуживания была гораздо шире, и поэтому появились планы. Мы открыли два отделения – психолого-педагогической помощи и профилактической надзорности. Благо, наше главное управление поддерживало нас, были деньги в областном бюджете. В результате мы расширили свою структуру до 14 отделений, почувствовали от нас помощь в сельских поселениях, мы начали открывать отделения и там: в Хохлово, Нижнем Иртыше, Баженово, Андреевке, Щербаках… В 2005 году на базе этих сформированных отделений образовался Комплексный центр социального обслуживания. Я считаю, по времени нам просто не хватило выйти на более высокий уровень. Тогда в Омской области были благоприятные условия для развития нашей службы. А вот когда ушла Сибнефть из нашего региона – тогда и закрылся финансовый ручеёк. И мы все остались с тем, что успели наработать. Коллектив тоже формировался по-новому, подбирал сам людей. И, надо сказать, не ошибся с выбором.
Не хвалясь, могу все же сказать, что формирование нашей службы – такой, какой мы ее знаем сегодня, происходило при мне. И мне это очень приятно. Мне сегодня не стыдно ни за одно наше отделение. Особая гордость – за службу «Социальное такси», которую подсказала нам сама жизнь.
– Михаил Николаевич, какой Ваш главный принцип в работе? Какое качество помогает Вам в работе с людьми?
– Наверное, доброта. Я не могу отказать человеку, когда даже есть все предпосылки, чтобы отказать. Может, это не совсем хорошо, но так я даю человеку надежду, и для себя тоже оставляю возможность помочь. А вдруг что-то получится для решения этого вопроса?
Может быть, такой подход к людям – это как раз результат работы в партийной системе, которая заставляла держаться в рамках, контролировать себя, даже если не все нравится.
К сожалению, в нашу службу человек идет как в последнюю инстанцию, после обращений в органы исполнительной власти. И это не потому, что там поголовно бесчувственные чиновники сидят, просто у них и возможности на сегодняшний день такой нет. При той загруженности, которая возложена на администрации поселений, где по три-четыре человека работают, у них просто руки не доходят до мелких людских проблем. Куда человеку идти? Идет к нам. И мы, хочешь – не хочешь, приняв решение помочь, все равно подключаем глав, и совместными усилиями пытаемся найти решение, чтобы помочь человеку.
Некоторые считают, что я жестко подхожу в некоторых вопросах. Но если я с каким-то решением определяюсь, то так оно и будет. Решения никогда спонтанными у меня не бывают, никогда не принимаю их сразу, обдумываю со всех сторон: как это будет для организации работы, для производства, для человека…
– А в семье Вы тоже руководитель?
– Да, дома тоже я. Хотя это и не всем нравится. Я бы так сказал: за ту сдержанность, которую приходится блюсти на работе, расплачиваются домашние. Дома ведь можно расслабиться, дать волю чувствам. Бывает, что и не в духе, и расстроен чем-то. Но ничего – привыкли, терпят…
– Какие у Вас планы? Вы настроены на дальнейшую работу?
– После достижения 60 лет наш министр принимает решение о продлении контракта или прекращении. Пока не знаю… Я хочу работать. Есть и возможности, и планы, и смысл своей работы вижу. Некоторые спрашивают: зачем тебе это нужно? Зачем затеял переезд в другое здание, лишние хлопоты, проблемы?.. Просто я никогда не жил только сегодняшним днем. Мне интересно работать, что-то создавать, развивать. Тем более, что сейчас знаешь уже все нюансы в своей службе. Не хотелось бы, чтоб новый человек пришел на мое место и начинал бы не с прямых функциональных обязанностей, а вынужден был бы окунуться в бурную хозяйственную деятельность.
Вот сейчас в связи с переездом в другое помещение – в здание Сбербанка – у нас произошло воссоединение Центра выплат с отделом субсидий. Теперь мы находимся все вместе, и людям, обратившимся с оформлением субсидий, теперь не нужно будет бегать по разным зданиям. Это облегчит жизнь нашим клиентам. Даже только по этой причине нужно было принимать решение о переезде.
– Михаил Николаевич, как Вы оцениваете в целом социальную политику в нашей стране? Какой она должна быть, по-Вашему?
– Сегодня вся политика социальная направлена на поддержку людей. Но она близка к иждивенчеству. Сегодня в нашем районе населения 21 тысяча, тем, кому мы платим различные виды пособий, – 16 тысяч человек. Это более 30 миллионов рублей ежегодно. Мы приучили людей к тому, чтобы не на себя надеяться, а на государство. Часто к нам идут за помощью из полноценных семей, где никто не работает, бывает, что даже ни грядки нет, ни курицы, а в деревне живут… но, как правило, в таких семьях по 3-4 ребенка и нужно помочь. Один раз поможешь, второй, а дальше уже как должное воспринимается. Мы, конечно, должны заниматься поддержкой людей, но такой политикой только все более поддерживаются иждивенческие настроения. И здесь, наверное, нужно что-то менять. Если бы эти средства, которые дробятся на мелкие выплаты, передать существенными суммами мамочкам, например, или как доплату к пенсии, или на развитие личного подсобного хозяйства – это было бы правильно. И я считаю решение нашего нового губернатора сократить количество льготников и выплат правильным.
– Если бы Вам предоставилась возможность что-то изменить на законодательном уровне в отношении социальной политики, на что бы Вы в первую очередь обратили внимание, что бы поменяли, исправили?
– Сегодня идет реформирование структур, здравоохранения, на очереди – образование. Возможно, на уровне Москвы оптимизация, которая лежит в основе реформ, это нормально, это улучшит качество обслуживания. Но на нашем, районном уровне, в целом для населения это плохо. Это выглядит так. Сегодня закрывается Хохловская участковая больница, которая обслуживала три поселения: Щербакинское, Хохловское, Баженовское. У нас в районе четвертая часть населения – пенсионеры, которым податься будет некуда. При Хохловской больнице работало два наших отделения: койки сестринского ухода и временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов – те, кого бросили дети, бездомные, одинокие, кто не может самостоятельно себя обслуживать. И эти люди по 3-4 года здесь жили. В области сегодня на очереди в такие стационарные учреждения 600 человек. Сейчас вот с января закроют эту больницу – куда одиноким людям податься? Я понимаю так: если где-то убывает, то где-то, в другой службе, должно прибывать, не должна допускаться брешь, чтобы люди страдали в результате таких реформ. Закрывается больница в Хохлово – тогда должна создаваться социальная служба на этом месте, дополнительное наше отделение помощи пожилым людям. Но мы сегодня так же ограничены той же оптимизацией, теми же сокращениями денежных средств. Но я понимаю, что это все равно ляжет на плечи нашей социальной службы — некому будет в районе решать эти проблемы, кроме нас.
– Михаил Николаевич, успехов Вам, сил в исполнении всех Ваших замечательных задумок и планов. Рассчитываем на дальнейшее сотрудничество. С юбилеем Вас!
Ольга ШИПИЦЫНА,
фото автора