Защита прав потребителей – защита их благополучия
На вопросы, поступившие в Роспотребнадзор во время прямой телефонной линии 15 марта, отвечает специалист – эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Саргатском районе Надежда Владимировна Марченко.
► «Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – что это?»
– Защита прав потребителей – одно из направлений деятельности службы. Охватывает защиту прав потребителей в сферах ЖКХ, платных медицинских услуг, оказании бытовых услуг, услуг общественного питания, банковских услуг, услуг торговли, образовательных услуг, услуг автозаправочных станций, туристических услуг.
► «Каким образом эта защита осуществляется?»
– В первую очередь, при проведении плановых проверок. И, конечно же, это работа с обращениями граждан. Ежегодно к нам обращаются потребители за защитой своих прав в той или иной области. Ни одно обращение не остается без внимания.
► «Как правильно написать жалобу?»
– Жалоба может быть письменной (с указанием необходимых сведений); устной (на личном приеме); интернет-сообщение. Письменная жалоба может быть направлена почтой.
► «Какие действия предпринимаются Роспотребнадзором после получения жалобы?»
– Во-первых, это проверка (если есть основания для ее проведения); разъяснение, в том числе, предложение о повторном обращении; оформление искового заявления и сопровождение в суде.
► «Что можно сделать до обращения в Роспотребнадзор с жалобой?»
– При обнаружении недостатков в товаре (услуге) необходимо обратиться с заявлением к руководителю торгового предприятия (организации), где был приобретён товар (услуга). Обращение должно быть письменным, в двух экземплярах, на одном из которых лицо, принявшее заявление, должно указать дату, свою должность и фамилию. В заявлении необходимо конкретно указать свои требования, так как на основании ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» вы вправе требовать: замены некачественного товара на такой же; замены некачественного товара на аналогичный; соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от договора купли – продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Если заявление принимать отказываются, необходимо выслать его (с описью) письмом с уведомлением в адрес продавца.
► «Можно ли предъявлять претензии при покупке уцененного товара?»
– Не существует нормативных актов по уцененным товарам. Есть на товар бывший в употреблении. Если вам на новый товар предоставлена скидка с целью увеличения товарооборота, к нему предъявляются все требования закона РФ «О защите прав потребителей» и правил продажи отдельных видов товаров. Поэтому вы вправе обратиться по месту приобретения с претензией о недостатках товара и требованиях о замене или расторжении договора купли-продажи.
► «В случае непогашения задолженности по коммунальным услугам, какие услуги не имеет права отключать исполнитель?»
– В случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении одного месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
► «Как пересчитывается оплата за коммунальные услуги, если жильцы на время уезжают из дома?»
– При временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Перерасчет платы за коммунальные услуги, указанные в п.54 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307), осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. к заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.
► «Каков порядок приостановления оказания услуги ЖКХ?»
– Сначала исполнитель направляет потребителю письменное уведомление о том, что услуги могут быть отключены, если последний не погасит задолженность в течение одного месяца. Если потребитель не отреагировал на уведомление и не оплатил услуги, исполнитель направляет ему письменное извещение, и через три дня вправе услуги ограничить. Потребителю дается еще один месяц на оплату услуг, и после этого исполнитель может приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
► «Часто беру кредиты в банке и не знаю, могут ли ущемляться мои права банками?»
– В заключаемых кредитных договорах наиболее часто встречаются следующие условия, ущемляющие права потребителей:
– навязывание дополнительных услуг, имеющих самостоятельный предмет, например, при получении денежных средств на приобретение транспортного средства, условие об обязательном страховании причинения вреда жизни и здоровью (как правило, в рекомендованной страховой компании) является обязательным для заёмщика. Выполнение подобного требования влечёт увеличение расходов потребителя. (Ст. 395 ГК РФ не предусматривает обязательного страхования указанных выше видов рисков). Сходную природу имеет и условие о взимании дополнительных комиссий за открытие и ведение расчётного или ссудного счёта, за рассмотрение кредитной заявки, выдачу кредита и т.п.;
– включение условия об одностороннем изменении процентной ставки;
– ограничение права потребителя на свободный выбор территориальной подсудности. Типовыми формами договоров, как правило, предусмотрено: все иски к банку должны быть рассмотрены по месту нахождения банка и ли его филиала (представительства).