Родина в огне
На утро 12 мая с начала пожароопасного периода в Саргатском районе зафиксировано 32 лесных пожара. От огня пострадало 939 гектаров леса. Сохраняется пожарная угроза для селений района.
Каждый день у очагов возгорания новая география. И даже там, где, казалось бы, все выжжено, огонь снова находит возможность, чтобы – не без помощи людей – угрожать нашим лесам, нашим деревням и селам. В воздухе из-за постоянных пожаров висит смог и пахнет гарью. Одни поджигают, другие, проявляя мужество и героизм, тушат.
7 мая вместе с директором Саргатского лесхоза Андреем Григорьевичем Мартыновым я побывал на лесном пожаре подле д. Новопокровка, в нескольких километрах от нее.
Когда мы подъехали, здесь уже была Глава Баженовского поселения Елена Николаевна Мартынова. Спецмашина Баженовского пожарного поста уходила домой: вода в ее цистерне почти иссякла. Первым делом отсекли движение пламени в сторону Баженова. Я навел фотоаппарат, чтобы сделать снимок. Пожарный Борис Иванов замахал руками, закрылся: «Какая съемка? Ни лица, ни рожи, каждый день и каждую ночь мы постоянно на пожарах. Народ совсем с ума посходил. Как можно что-то сжигать, когда такая сушь стоит, такие ветра сумасшедшие дуют?!».
Минувшей ночью в Баженовском поселении тушили леса и отстаивали деревню Павловку.
Огонь к нашей Павловке пришел из Тюкалинского района и не только угрожал деревне – по камышам он развернулся и на Николаевку (деревни опаханы, но это не дает полной гарантии безопасности). Помогал сбивать пламя экипаж Саргатской ПЧ-55. Вернулись уже в третьем часу ночи. Чуть дух перевели – и снова в полымя.
Обычно у лесных пожаров нет авторства, но сегодня полная ясность. Началось со стерневого поля. Глава ЛПХ Александр Федоров велел работникам его опахать трактором с трехкорпусным плугом и поджечь. А ветер порывами метров 10 в секунду. Такая опашка огня не удержала, и расползся он как спрут: одним щупальцем – туда, другим – сюда, третьим – в иное место.
Отсекал движение огня новенький МТЗ-82.
– Откуда трактор? – спросил я.
– Федоров выделил, – ответила Елена Николаевна и трактористу Ивану Власову, вышедшему из кабины перевести дух, попеняла: – Почему ж вы ему не сказали, что нельзя жечь, что разлетится все? Вот так, с молчаливого согласия, и совершается все зло на земле.
– Так ведь говорили…
С ранцами-опрыскивателями, выделенными администрацией Баженовского поселения, тушили огонь четверо жителей Новопокровки. Лицо самого молодого показалось мне знакомым.
– Я Толя Викулов, студент колледжа, – представился он. – На вашем футбольном турнире, на призы газеты «К новым рубежам», играл. Помните?
Неравнодушный человек растет.
– Мы не только лес спасаем – свою деревню на дальних подступах оберегаем, – вступает в разговор Борис Николаевич Афанасьев. – Как ее не оберегать? И так полтора десятка домов осталось…
В его «Ниве» притаился пятилетний внук: на время майских праздников омские детсады закрыты, родители его в деревню к деду отвезли.
– Архип Демьянович, покажись-ка. Это наш главный пожарный, – шутит Борис Николаевич. – Как увидел столб дыма, поднимающийся над лесом, ухватил меня за штаны: «Деда, поедем тушить!».
Бригада Баженовского мастерского участка Саргатского лесхоза (это ее территория ответственности) ничем не могла здесь помочь. Она укрощала пожар под новотроицкими лесами. Ближе всех к этому очагу были работники Саргатского мастерского участка, занятые на посадке елочек под Калачевкой. Директор лесхоза Андрей Григорьевич Мартынов часть бригады снимает и отправляет под Новопокровку. Лесопатрульный комплекс с запасом воды, ранцами-опрыскивателями приводит начальник участка Алексей Владимирович Толстокулаков. Чуть поотстал Сергей Михайлович Малашенко: он на дороге перебортирует проколотое переднее колесо. Без его спецплуга ПКЛ-70 и необыкновенного мастерства огненный вал не остановить.
Другая часть бригады остается в Саргатке. Вдруг загорится рядом с нею или в соседнем Андреевском поселении? Будет чем и кем прикрыть.
А мы едем дальше на разведку: километров в семи от нас, в юго-западной части района, поднимается огромный шлейф дыма, заслоняющий горизонт. Проезжаем через Новопокровку, по настилу через речку у озера Куремка, который мостил Борис Алексеевич Тиличенко, ушедший из жизни в прошлом году (осталась о нем добрая память), по дорожному профилю, напрямую связывающему деревню с Нижним Иртышом. Проезжаем болотце – на нем кормятся четверо лебедей. Но они не поворачивают к нам головы – вглядываются туда, где горит. Оттуда идет угроза жизни.
Огонь широким фронтом идет по ветру в сторону Аксеново. Только с одной стороны у него преграда – забороненное поле. Но прямо по ходу огромное пространство невыкошенной болотины, камыш. Втроем – кроме меня и директора лесхоза еще и саргатчанин Максим Яблоков (его хотят взять в лесхоз инженером по лесовосстановлению) – с пустыми руками здесь ничего не сделаешь. Андрей Григорьевич связывается с оставшимися членами бригады Саргатского мастерского участка: «Пожар вблизи 4-го квартала, выдел 47-й, давайте махом сюда, – ориентирует он мужиков по информации с лесохозяйственного столбика. – Саша, – это он Александру Николаевичу Вставскому, водителю «Егеря», спецмашины с большой емкостью воды, – как подъедешь к деревне, сразу за сосновым бором поворачивай направо». Выехал на МТЗ-82 со спецплугом и Валерий Дмитриевич Мутков.
…Красное солнце в оранжевом мареве воздуха вперемежку с сажей и пеплом клонится к закату. Трудно дышать, разъедаемые дымом глаза слезятся. Не сразу, но получилось отрезать движение огню к Аксеново. Но у него есть и другое направление – на Нижний Иртыш. Должностная инструкция запрещает тушение лесных пожаров в ночное время. Справедливость этого пункта раскрылась для меня очень скоро, когда путь через поле преградил глубокий ров, скрытый бурьяном. Если угодить в него на скорости, то можно не только технику угробить, но и самим покалечиться. Благо, Андрей Григорьевич обнаружил препятствие вовремя и всех предупредил об этом.
Инструкция запрещает, но как бросить недотушенное?! Куда оно расползется к утру? И уж точно сожрет новые березовые колки. Как свечки сгорят рукотворные сосновые леса.
Подъехала справившаяся под Новопокровкой часть бригады с А.В. Толстокулаковым во главе. И с разных сторон навстречу друг другу пошли трактора, оставляя спасительные минеральные полосы. Мужчины с ранцами-опрыскивателями добивали пламя, подходящее к полосам.
Дело двигалось к полуночи. Еще один пожар был локализован. Закончились еще одни тревожные весенние сутки…
Фото Олега ШИПИЦЫНА