Под обаянием музея
За четыре года, что Галина Васильевна Иваненко заведует музеем Саргатского индустриально-педагогического колледжа, она погрузилась в глубины местной истории, восстановила многие страницы жизни главных кузниц профессиональных кадров Саргатского района (с 2010 года у педучилища и профтехучилища общая судьба – они стали единым учебным заведением), создала множество постоянных экспозиций и о многих своих открытиях и находках рассказала на страницах нашей районной газеты.
Галина Васильевна ведет меня, чтобы показать недавно оформленную выставку, близкую мне по роду журналистской деятельности – «Обаяние старых газет». Останавливаемся перед входом на второй этаж. Над прикрытой дверью табличка «Музей».
– Это что же, весь этаж отдан под музей? – удивляюсь я.
– Не весь, но очень большая часть, – тихо кивает Галина.
Входим в сокровищницу прошлого – недавнего прошлого – и я попадаю под обаяние внушительной, разнообразной коллекции экспонатов. Глаза разбегаются…
Все это собрано, систематизировано, занесено в спецжурнал, превращено в постоянные экспозиции (есть еще и меняющиеся) Галиной Васильевной. Проделанная ею работа поражает воображение. Похоже, она обрела на новом поприще еще одно свое призвание. Большую часть своей жизни она проработала библиотекарем, заведовала Саргатской городской библиотекой до момента ее закрытия. Поскольку свой трудовой стаж сполна выработала, могла бы сидеть дома и наслаждаться отдыхом. Но нет, пришла в колледж, где ей предложили заняться формированием музея. Хотела отказаться – слишком уж неподъемным казался этот труд. А как бы на эти «задки-пятки» посмотрел ее отец – Василий Иванович?! Учитель истории, директор школы, он везде, где учительствовал, директорствовал, создавал музеи. И в седьмом классе Лагушинской средней школы (в Калачинском районе) Галя была гидом в школьном музее, водила экскурсии ребят, бойко чеканила краеведческие тексты. Отец бы не понял отказа. Пришел ее черед погружаться в музейное дело. Знакомиться с прозаическими документами, которые стали по прошествии времени уникальными, отыскивать свидетелей минувших лет, соединять найденные вещи воедино в выставочные композиции.
…Первое, на что обращаю внимание: сразу слева от входа – набор висящих и прислоненных к стене электрогитар, две стоящие на высоких ножках «ионики», так в просторечье назывались первые советские синтезаторы, позволяющие извлекать звуки разнообразных тембров и окрасок, аккордеоны… Наверняка, на одной из этих гитар играл Леонид Александрович Гунин, директор педучилища, заступивший на этот пост в 1975 году. Он был заводным человеком, разносторонне развитым, умел увлекать за собой студентов и педагогов: художественная самодеятельность при нем достигла расцвета. И не только самодеятельность – учебная жизнь, спортивная, стройотрядовская. В училище был создан свой вокально-инструментальный ансамбль. Мы сегодня в основном потребляем музыку, звучащую из телевизоров, радио, смартфонов, компьютеров, а тогда люди сами творили ее. И вечера отдыха, дискотеки в училище проводились под живую музыку. А агитбригады несли свое творчество труженикам полей и ферм…
Отслужившие инструменты валялись бесхозной кучей в одном из подсобных помещений общежития педучилища по улице Октябрьской. Галина перевезла, отмыла, привела в божеский вид и расставила, развешала, и теперь они дают представление об ушедшей эпохе. Жаль, что нет аудио и видеозаписей тех концертов, дискотек.
– В СПТУ-31 тоже был свой инструментальный ансамбль и даже ансамбль народных инструментов, но следы их отыскать не удалось, – сожалеет об утраченном богатстве Галина.
Сразу направо от входной двери – «Уголок быта преподавателей». Ламповая радиола «Латвия» в могучем деревянном корпусе – это изделие выпускалось в 50-х годах, тогда во многих семьях была подобная техника (в моей семье новости, музыка, радиопостановки звучали из золотистой деревянной «Волги»). Алюминиевый чайник, граненый стакан в подстаканнике, этажерка с книгами, ручная швейная машинка подольского завода, вазочка с карамельками… Простые обыденные предметы, но отчего-то щемит сердце. Это вещи из моего раннего детства, из времени молодости моих родителей…
Огромный макет территории Саргатского сельского профессионально-технического училища № 31, заложенного вблизи Иртыша на базе двух зданий, оставшихся от нижнеиртышских богачей. Валерий Александрович Крафт, закончивший это училище, возил Галину Васильевну в те заповедные места, рассказывал и показывал все, что знал о своей «альма-матер»: здесь работали его родители, учились его братья. Учебные корпуса, мастерские, гараж, жилые дома, водокачка, котельная, баня, начальная школа для детей сотрудников СПТУ, коровник и свинарник, учебные поля, пасека, стадион – училище было цельным организмом, в котором было все для автономного существования. Ребята выходили отсюда квалифицированными специалистами, подготовленными к самостоятельной жизни людьми. Училище было на слуху: сюда ехали учиться со всей Сибири. Этот макет был создан при участии воспитателей СПТУ-31 Вдовиной Ниной Николаевной, Супрун Марией Николаевной (Галина Васильевна не устает повторять, что сегодняшний музей создан не на пустом месте).
Особая Галинина гордость – экспозиция «Три войны – три судьбы». По сути это стенд Боевой Славы. Фотографии преподавателей, мастеров производственного обучения, работников училища, того и другого, которые воевали в Великую Отечественную войну. Здесь запечатлены их боевые судьбы. Особенный бриллиант – подлинные фронтовые письма семьи Демьяновых. Центральная часть стенда – фотографии тех, кто прошел Афганскую войну, правее – материалы о тех, кто защищал конституционную целостность России, боролся с бандформированиями в Чечне.
Напротив – уголок общежития, иллюстрирующий, как жили учащиеся раньше. Домашняя утварь наших дедов и прадедов, предметы обихода, их одежда – это отдельная тема. Вот оформленное место отдыха комбайнера: ватная фуфайка, небрежно наброшенная на спинку деревянной скамьи, затемненные очки с матерчатыми оправой и завязками, большой, с измятым алюминиевым корпусом термос – такие выдавались каждому комбайнеру, сложенная районная газета, которую можно было пробежать на досуге, узнать, как живут другие совхозы-колхозы, кто в передовиках, кто в отстающих…
А вот собственно и сама выставка «Обаяние старых газет». Действительно – обаяние. Как ярка пожелтевшая от 9 мая «Комсомольская правда», в которой сообщается о победе, о полном разгроме гитлеровских войск. И чеканный профиль Верховного главнокомандующего СССР И. Сталина… Эта же газета, «Комсомольская правда», от 13 апреля 1961 года сообщает о первом полете человека в открытый космос. Смотрит с первой полосы на нас обаятельный Юрий Гагарин. И по всем полосам отклики советских людей с разных городов, отклики людей из других стран. Такое впечатление – ликует весь мир. Как уцелели эти замечательные свидетельства нашей истории, кто эти люди, сохранившие их?! Это потом писатели исследуют то или иное событие, проанализируют, украсят действительность художественными образами, но сначала черновик истории напишут газеты… В подборке газет и наша районная газета, на выставке представлен, заклеенный в пленку ее выпуск 1939 года, тогда она была «Ленинской трибуной». По ним можно составить представление о том, чем и как жил тогда район.
Музей – это не нечто неподвижное, раз и навсегда устоявшееся. Все новые материалы ложатся на стол Галины Васильевны и требуют оформления. Недавно принесли архив спортивного педагога педучилища Никонорова Александра Васильевича (не так давно его проводили в последний путь). На выгоревших листочках результаты ребят, занимающихся легкой атлетикой у Александра Васильевича, рост их мастерства. Музей поможет сохранить память о судьбе достойного человека, беззаветно любившего свою профессию, детей, физкультуру и спорт.
– Я хочу, чтобы саргатчане, здесь учившиеся, а таких тысячи, приходили в музей и находили каждый что-то свое, чтобы они делились своими воспоминаниями, помогали сохранить тонкую ускользающую материю – наше прошлое, нашу историю, которая формирует наше настоящее и будущее, – завершает наш разговор Галина Васильевна.
Олег ШИПИЦЫН, фото автора