Корова-кормилица – в помощь
Активно включились в работу по заключению социальных контрактов в Баженовском сельском поселении. Здесь уже трое селян получили предусмотренные социальным контрактом средства по программе государственной помощи малообеспеченным россиянам – по 100 тысяч рублей на покупку коров. Среди них – многодетная мама Анна Александровна Лапицкая из д. Павловка. Она одна из тех, кто держит корову, и на позапрошлой неделе в ее небольшом стаде появилась еще одна кормилица.
Несколько лет назад ранней осенью я возвращался из-под Павловки, деревни, расположенной на западной окраине Саргатского района, километрах в трех от федеральной трассы на Тюмень. Опускался вечер, и пастух загонял в селение небольшое стадо. Я поразился малому числу крупного рогатого скота. Как выяснилось, только пятеро держат коров (есть еще дойный гурт фермера Ерлана Укутаева, а сегодня еще и стадо его сына Нурлана).
Корова помогала селянам выживать в тяжелую годину войны, в послевоенную разруху, и даже в 70-80-х годах, когда местный колхоз «Победа» был в расцвете, на подворье у многих павловцев мычали буренки. И не по одной. Разнообразные молочные продукты на столе, дополнительный доход явно были не лишними в крестьянских семьях. Но сегодня корова не в чести. Вернее, не в чести каждодневный, где-то рутинный труд по ее содержанию. Легче пойти и купить пакет молока. Но ведь нужно где-то взять и заработать на этот литр. Неужели придет время, когда корова вообще в селе будет редкостью? Не верится.
…Домик Анны стоит на северо-восточной окраине деревни. Рядышком подпирает небо приметная свечка ели. Встречать меня за ворота вышла молодая, крепко сбитая женщина, с полыхающим румянцем на щеках. Заходим в дом. Из дальней комнаты выбегает любопытная Маргарита, одна из двух дочерей-двойняшек: Рите и Вике по 5 лет. Старшенький – десятилетний Тимур – убежал с друзьями играть на улицу. Супруг Камиль уехал сегодня в Бекишево Тюкалинского района, он берется за любую возможность подзаработать: дрова в деляне заготавливать или поколоть их, за животными поухаживать, на стройке помочь.
Анна делится историей появления этой коровы:
– Про возможность получить по социальному контракту 100 тысяч рублей для развития личного подсобного хозяйства узнала из интернета. Подумала: наша семья может рассчитывать на такую господдержку. Наведалась в администрацию Баженовского поселения, выспросила подробности. Собрала необходимые документы – их требовалось минимум: справки о составе семьи, о доходах, со службы занятости. Приехала в саргатский «Бережок», центр социального обслуживания населения, передала свои бумаги. И без проволочек все было оформлено, деньги были перечислены на мой счет. Мы с мужем запланировали покупку коровы, трех овечек и барана (попробуем еще и овец развести), а также немного сена и зерна. На своих животных мы накосили – у нас корова, теперь уже с теленочком, и бычок на откорме, но до выпасов, до зеленой травы нашим новым жильцам не хватит.
Объявления о продаже коровы женщина нашла тоже в интернете. В д. Красный Путь продавалась стельная корова Машка. Договорилась с хозяином, чтобы обождал с продажей. Пока суть да дело, у Машки появился теленочек. Вот роженицу и доставили в кузове «Газели». Тут оказия вышла – об торчащий болт она повредила ногу, поэтому прихрамывает. Анна сейчас за ветфельдшера, лечит болячку. «Несколько дней помажу – все заживет», – уверенно говорит она.
Одно дело завести корову, а другое – сбыт молочной продукции. Ведь сюда, в Павловку, саргатские молокосборщики не ездят: только бензин сожжешь (от Саргатки до Павловки почти 60 км), а навара никакого.
– Литра три молока у меня односельчанка покупает – по 30 рублей за литр, это ведь недорого? Излишки после того, как выпою теленочка, забирает молокосборщик из Тюкалинского района. Прошлым летом получалось полторы тысячи рублей заработать за неделю.
…Они стоят почти бок о бок – хозяйская корова Марта и Машка. Одна растелилась чуть раньше, другая чуть позже. У Марты новорожденный теленок рядышком, и она ревниво оберегает его, Машкин детеныш находится в отгороженном закутке, на толстой соломенной подстилке. Обе принесли только по четвертому теленку. Животные еще очень молодые. Сейчас Марта дает литров восемь, Машка, перенесшая стресс, – шесть литров.
– Помощников у меня хватает. Дочки уже спрашивают: «А мы какую корову будем доить?», – улыбается Анна.
Кстати, это большой плюс личного подсобного хозяйства: оно позволяет детей приучать к труду, помогает воспитывать их тружениками, заботливыми хозяевами, позволяет получать навыки, необходимые для выживания в сельской местности. Согласитесь, это очень важная составляющая ЛПХ.
…А рядом за перегородкой – какое-то движение. В более холодной части помещения топчутся бычок и овечки с приплодом. Между прочим, последние сданные три бычка позволили семье купить в прошлом году старенький трактор.
Мне кажется, что это хозяйственное помещение, перекрытое сверху жердями, и хлипковато, и маловато.
– Для этого количества скотины – в самый раз, в нем тепло, но когда под минус 40 – прохладно. Рассчитываю, что животных со временем станет больше, поэтому будем строить новый, более просторный сарай. Вот только деляны в лесхозе почему-то павловцам и соседям нашим, николаевцам, не выделяют. Почему не выделяют – не знаю, – женщина недоуменно пожимает плечами. – Из заготовленного самими леса дешевле вышло бы. Ну, все равно как-нибудь выкрутимся, построим задуманное.
Елена Николаевна Мартынова,
Глава Баженовского сельского поселения:
– Государство впервые оказывает такую значимую поддержку селянам, которые хотят жить чуть лучше, чем живут сейчас. Раньше тоже оформлялись социальные контракты, но там и гораздо меньшая сумма была, и условия были гораздо жестче, к примеру, если у тебя есть одна корова, то вторую, за государственный счет, человеку не дадут. А ведь молоко от одной коровы идет в основном на семейный стол. Чтобы начать зарабатывать, непременно нужна вторая буренка.
Еще один плюс сегодняшнего соцконтракта: в нем можно предусмотреть не только покупку коровы, но и приобретение кормов для животных (ведь среди зимы сено на подворье не появится) или какого-то оборудования, необходимого в хозяйстве, быть может, сепаратора, доильного аппарата…
Понятно, что корова – это большая ответственность. Это не инструмент, который можно поставить в угол и забыть о его существовании. Она требует каждодневного ухода. Да, находятся такие, кто скажет: чтобы прокормить корову, нужен трактор… Но трактора-то у селян появились относительно недавно, при акционировании коллективных хозяйств, при дележке имущества колхозов и совхозов, а раньше селяне либо конную косилку использовали, либо ручную косу. И накашивали, и метали стога вручную. Но разве сегодня подобное невозможно?! Главное – желание. Конечно, враз не разбогатеешь от появления дополнительной коровы. Но можно развиваться и дальше, увеличивать поголовье. И государство подталкивает селян на такой шаг.