Каждый – звонарь
Второй раз в этом году в саргатском Свято-Никольском храме проходил мастер-класс по колокольному звону. Проводил его профессиональный звонарь из Омска, а участниками могли стать все желающие.
Нам снова предстояло подняться на колокольню саргатского Свято-Никольского храма: приехал омский звонарь Сергей Юрьевич Беляков, теперь уже наш добрый знакомый, чтобы дать урок колокольного звона. Сегодня вместе с мастером на колокольню можно взойти любому, кто желает услышать певучую медь прямо над своею головой. И оглашать колокольной музыкой окрестности, творя эту музыку собственноручно.
Сергей Юрьевич – звонарь Христо-Рождественского собора (это в Омске на левом берегу, у автовокзала), ведет курсы колокольного звона. С недавнего времени его пригласили вести кружок в Центр духовно-нравственного воспитания «Исток». Звонарей не хватает. Вот и нашему Свято-Никольскому храму нужна помощь – звонаря Григория Шастуна, прихожанина из Саргатки, мало. На Архиерейском подворье в центре Саргатки будет построена звонница, и тоже понадобятся люди, умеющие управлять колоколами.
– Я вижу сегодня столько знакомых мне людей, – порадовался звонарь.
Некоторым просто интересно попробовать, а другие, как 65-летняя Галина Андреевна Мартышова, хотят научиться звонить согласно всем канонам этого искусства. А то, что это непростое искусство, мы еще в прошлый раз убедились. Здесь и четкая форма – музыкальный квадрат, в который вписан весь звон, и управление благовестником с самым басовитым голосом, и подзвонными колоколами, задающими ритм, и самыми тонкими голосами зазвонных. Это еще и творчество, поскольку у каждого звонаря свой почерк.
Между прочим, тягу к этому делу испытывают и дети, и пожилые люди. Сергей Юрьевич рассказывал о четырехлетнем мальчике, который заявил своим родителям: «Буду звонарем», и о 80-летней женщине, которая тоже пожелала овладеть искусством колокольного звона.
Перед тем, как завести нас под шатровый купол колокольни, Сергей Юрьевич совершил маленький экскурс в истории колоколов, рассказал о том, что такое колокольный звон, какие бывают виды звонов. Испокон веку российские колокола отличаются самыми совершенными формами и звучанием, мелодичностью. Не случайно на всемирной выставке в Брюсселе в 1905 году колокола Гилевых из Тюмени были награждены золотой медалью, им был пожалован крест бельгийского короля. После революции колокола сбрасывались с церквей, отдавались на переплавку, но традиция колокольного лития не умерла.
На нашей колокольне семь колоколов, отлитых на московском заводе АМО ЗиЛ, с очень мелодичным подобранным звучанием – это отмечает мастер.
…Когда поднимаешься вверх на колокольню, то оказываешься на уровне крон деревьев. Плывущие перистые облака кажутся ближе, а голуби скользят где-то чуть ниже тебя.
– А я боюсь упасть с колокольни, – признается девушка – участница мастер-класса.
На самом деле на верхотурье безопасно: кованые ограждения стоят по периметру колокольни. Главное, чтобы был закрыт лаз, по которому поднимаются сюда, а то можно увлечься и нечаянно оступиться.
После дельных наставлений Сергея Юрьевича первой рвется звонить молодежь. И видно, какое удовольствие им это доставляет. Это видно по тому, как притопывают они, отбивая такт сапожками-ботиночками, как не замечают пробирающего холода (на колокольне всегда холоднее, чем внизу), но стоящие пока без дела стараются укрыть их чем-нибудь потеплее, накидками, шалями.
Потом пришел черед людей постарше. Особое внимание Сергей Юрьевич уделял работе с зазвонными колоколами, самыми маленькими, у которых голоса, как у ребятишек, бойкие, веселые, во многом определяющие красоту звона. Попробовали все. Важно найти точку баланса и правильно двигать кистью правой руки. Звонарь был очень доволен, как мы усваивали этот урок.
Потом звонили всем ансамблем, чередуя удары в благовестник, подзвонные и зазвонные колокола. «Коллективом это делать труднее, чем в одиночку, – утверждал мастер. – Надо вслушиваться, как звонят рядом с тобою, замедлять или ускорять темп, подбирать силу удара». Мы слушали друг друга, подстраивались друг под друга. Казалось, с колокольни уходил в небо благостный звон. Но только по-настоящему гармонию можно почувствовать не на колокольне, а далеко от нее.
Настоятель Свято-Никольского храма игумен Серафим после службы – она была посвящена памяти святого князя Александра Невского – ездил к тяжело больным прихожанам в Нижний Иртыш. И застал уже окончание нашего урока.
– Подъезжаю к храму и слышу, как красиво, стройно звучат колокола. Ей Богу, получается, – улыбается батюшка.
Олег ШИПИЦЫН, фото автора