Подворье не простое – архиерейское
Деревянное здание бывшей детской консультации в р.п. Саргатское (до этого здесь долгое время располагалась районная типография) с недавнего времени превратилось в Архиерейское подворье Тарской епархии Русской Православной Церкви. Брошенное строение постепенно преображается: под него подвели кирпичный фундамент, сделали новый вход, в оконных проемах появились рамы. Меняется и его прилегающая территория. Некогда бесхозный пустырь обнесен красивым невысоким ограждением, завезена плодородная земля. Это происходит на наших глазах. А между тем многие ли в Саргатке и в Саргатском районе знают, что такое Архиерейское подворье, почему оно здесь появилось, какие задачи возложены на него? Об этом нашему корреспонденту Олегу Шипицыну рассказала Людмила Викторовна Дебус, начальник Архиерейского подворья иконы Божией Матери «Троеручица».
– Архиерейское подворье – это, прежде всего, представительство архиерея, в нашем случае – епископа Тарского и Тюкалинского Савватия. Подворье служит чем-то вроде гостиного двора для приема священнослужителей и гостей, ночлега православных паломников. Сегодня оно окончательно должным образом не обустроено.
Подворье появилось в конце 2016 года по окончании Крестного хода сербов с иконой Божией Матери «Троеручица» из сербского монастыря «Рукумия». Казачий струг «Атаман Ермак – князь Сибирский» с огромным Спасом на красном полотнище величественно двигался по Иртышу вдоль нашей большой Епархии, на каждой пристани останавливался. До этого сербы вместе с казаками и мотоклубом «Ночные волки» с иконой «Троеручица» организовали православную экспедицию «Святая Русь – славянское единство» по маршруту: Сербия – Белоруссия – Россия – Крым – Севастополь. Потом пошли в Украину, Казахстан, на Алтай и в Сибирь. Командир конвоя Иконы Миодраг Баич так пояснял свою миссию: «Мы идем Крестным ходом по России и по государствам, которые когда-то были частью России, и молимся Пресвятой Богородице «Троеручице», чтобы она соединила с Россией её оторванные части, как когда-то присоединила отсеченную руку Иоанну Дамаскину». Милостью Божией я оказалась координатором Крестного хода по Тарской епархии. По окончании его «Троеручица» должна была возвратиться домой в монастырь «Рукумия». Но в районе Усть-Ишима икона упала в Иртыш и была повреждена, так что Миодраг не возвратил её сербскому старцу Симеону, а оставил в России на реставрацию. Через год повреждение было устранено, и за ней в Россию прибыл известный сербский православный деятель, писатель Ранко Гойкович. Но отец Симеон неожиданно благословил Ранко не возвращать икону в Сербию: «В России она будет востребована!». Летом 2018 года с благословения Патриарха Сербского Иринея икона была передана Подворью в честь «Троеручицы» Тарской епархии.
– Почему для подворья было выбрано это отслужившее свой срок строение?
– Если бы выбирала сама, ни за что бы на нем не остановилась. Но есть Промысел Божий, желание Богородицы. Мы не всегда можем понять – зачем. Через месяц после Крестного хода Свято-Никольскому приходу в Саргатском было передано это здание. Приехал Епископ Савватий. Вскрыли заколоченные двери. Все окна были выбиты, всё выворочено и разорено, везде лежали груды мусора. Был ноябрь, в помещении летел снег, под ногами хрустело стекло, и при этом было как-то особенно тихо… Владыка вышел из сумрачного, еле живого здания и сказал неожиданно: «У меня чувство как на святом источнике в Большекулачье». Спросил: «В честь кого?». Побоялась сказать… Письменно изложила Владыке свою просьбу о наречении Подворья в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Епископ благословил.
Через год здание было освящено представителем афонского монастыря «Хиландар», где находится первообраз «Троеручицы», протоиереем Александром. Когда шло освящение и мы переходили из комнаты в комнату, я была смущена нереспектабельным видом помещения, а отец Александр радостно улыбался, возможно, видел духовную перспективу общения сербских и русских православных.
– Есть видение того, каким подворье должно стать в конце концов?
– Есть. Омский архитектор Татьяна Павловна Малиновская сделала проект реконструкции здания (она автор проектов по восстановлению Успенского кафедрального собора в Омске на Соборной площади и Воскресенского собора на набережной Иртыша в исторической части города). Это большая честь и дерзость привлекать специалиста такого уровня. Епархия – не строительная фирма, которая бы на раз-два все отремонтировала и перестроила. Мы, исходя из наших возможностей, двигаемся помаленьку, и это движение радует, иногда и отклоняемся в каких-то деталях от проекта. Недавно Татьяна Павловна снова побывала в Саргатке, прошла по подворью, обвела все взором – ну, думаю, сейчас нас поругает за самодеятельность, простоту и кривизну, за неспешные темпы работ, а она покачала головой: «Хороший домик получается»…
– Архиерейское подворье называют еще и монастырским. Почему?
– Подворье зарегистрировано в Патриархии с монашеским Уставом. В перспективе – это сестринский монастырь. Правда, для развития монастыря здесь очень мало пространства. С согласия Администрации Саргатского городского поселения мы выкорчевали кленовый лесок, облагородили пустырь перед зданием… Все равно мало. Есть благословение построить для сербской «Троеручицы» храм, но негде. Вся небольшая наша территория в тепловых и канализационных люках, густо «засаженная» электрическими и ростелекомовскими столбами… И в существующее здание пока перенести икону не можем: нужно ограждение для безопасности и надо обеспечить свободный доступ к именитой Иконе. Пока сербская «Троеручица» находится в Свято-Никольском монастыре.
Слава Богу, только что нам передано в собственность здание храма святого благоверного великого князя Александра Невского в селе Екатериновка Тевризского района. Это красивейшая церковь начала ХХ века, памятник деревянного зодчества регионального значения. Во время своего рабочего визита в Тевриз (август 2019 года) Губернатор Омской области Александр Бурков, увидев эту церковь, долго осматривал здание, колокольню и сильно опоздал на назначенные встречи. Министерство культуры по поручению Губернатора стало изыскивать способы для финансирования реставрации храма. Но чтобы войти в федеральные или областные программы, требовалось передать здание церкви из муниципальной собственности в религиозную. Обратились к Епископу Тарскому и Тюкалинскому Савватию. Владыка принял решение о передаче храма Архиерейскому Подворью.
Церковь построена в 1904 году, закрыта в 1937-м. Интересно, что восстановили её в советское время. В 1982 году последний председатель колхоза «Путь большевика» Владимир Семенович Чернов нанял бригаду белорусских строителей и за 45 тысяч советских рублей (это были огромные деньги по тем временам) восстановил Тевризу храм – архитектурную жемчужину, визитную карточку района на многие десятилетия… Сейчас он нуждается в срочной реставрации. И мы подаем документы в Министерство культуры Российской Федерации на конкурс субсидий для подготовки проекта восстановительных работ. В следующем году страна отпразднует 800-летие со дня рождения государственного деятеля и полководца Александра Невского. У храма в Екатериновке, носящего его имя, запланированы большие торжества.
– Забот теперь у вас прибавилось… Но у вас нет никаких штатных единиц. Каким образом это обустраивается?
– Летом перед нашим зданием была убрана стихийная разворотная площадка, которая кроме грязи и неопрятности несла еще и опасность для учащихся, идущих в лицей. На пустыре снят слой строительного и бытового мусора, накопившегося за десятилетия, привезена плодородная земля. Весной обратимся к православным жителям за помощью и посадим цветы, плодовые деревья. Находятся добровольные помощники и благотворители, кого-то нанимаем. К примеру, новый фундамент дома строители нам сделали за очень низкую цену, и прокладка водопровода обошлась в полцены. Все оконные рамы установил местный православный столяр бесплатно. В прошлом году строительные материалы передал нам предприниматель родом из Саргатки, этим летом кирпич для строительства приобрел руководитель одного известного омского предприятия. Техникой помогло саргатское ДРСУ. Летом и сам Владыка Савватий с группой добровольцев из города трудился на территории подворья. Это естественное желание доброй русской души.
Записал Олег Шипицын, фото автора и из архива подворья